«Дорога к матери»: планка высокого уровня

АСТАНА, 28 июн – Новости Во внеконкурсной программе Московского международного кинофестиваля впервые был представлен фильм, произведенный в Казахстане. Это историческая драма «Дорога к матери», действие которой охватывает период с начала 20-х годов прошлого века по сегодняшний день.

Корреспондент Sputnik Лев Рыжков побывал на пресс-показе картины в МИА «Россия сегодня» и пообщался с создателями исторического блокбастера.

Кадр из фильма «Дорога к матери»Фильм Алии Назарбаевой «Дорога к матери» представили на ММКФСказать по правде, у автора этих строк очень сложное отношение к историческим блокбастерам патриотической направленности. В первую очередь настороженность возникает к российским лентам, которые снимаются за сумасшедшие деньги, но в итоге оказываются сочетанием псевдоисторического фарса и нелепостей, очевидных даже троечникам старших классов.

Были определенные опасения и относительно «Дороги к матери», где в батальных сценах одновременно снималось до пятисот человек. Вдруг, думалось, по примеру кинематографистов РФ, их казахстанские коллеги возьмут, да и нагородят несусветной «клюквы» с пушками, стреляющими из-за угла, и поп-певцами в гусарских мундирах?

Но, забегая вперед, скажу, что опасения оказались напрасными.

«Дорога к матери» – очень точно выверена по деталям. Да, в Советском Союзе времен Сталина одевались некрасиво. И у героев фильма одежда – не «от кутюр». Но, что гораздо важнее, достоверная. Соблюдены даже мельчайшие нюансы – оправы очков, плакаты, папиросы. А чего стоят железнодорожные вагоны – точь в точь как те, что были тогда. А интерьеры! В общем, видна кропотливая работа консультантов.

«Мы и шага не делали без консультантов, – подтвердил на пресс-конференции режиссер фильма Акан Сатаев. – Консультантов было очень много. Потрясающе отработали художники по костюмам. Мы хотели сделать «дрим-тим», собрать лучших спецов в своей области, сделать совместно с ними качественное и хорошее кино».

Правда в мелочах очень хорошо коррелируется с правдой образов. Очень достоверны герои, воплощенные Адилом Ахметовым, Аружан Джазильбековой, другими артистами. Они не переигрывали. И даже степная бесстрастность была им к лицу.

«Вы увидите чуть казахского характера, – говорила во вступительном слове продюсер фильма Светлана Коротенко. – Увидите людей степи, их потрясающую крепость духа».

Собственно, так и случилось. Герои получились очень достоверными. Их поступки – естественными. Им просто сопереживаешь без всяких допущений. Они не используют в своей работе брак и фальшь.

В финале фильма многие гости, не скрываясь, рыдали. Да и у автора этих строк – человека не сентиментального – в глазах тоже чуть-чуть щипало.

Очень грамотно (и без нелепостей) сделаны батальные сцены. Так, эпизод форсирования Днепра, возможно, представляет собой одну из лучших военных сцен в постсоветском кинематографе.

«Этот эпизод мы снимали 10 дней, – рассказал режиссер Акан Сатаев. – Мы стремились к тому, чтобы получилось не хуже, чем у Спилберга в фильме «Спасти рядового Райана».

«Батальные сцены снимались в Белоруссии, недалеко от Минска, – вспоминает продюсер Светлана Коротенко. – С нами работали лучшие каскадеры и пиротехники Москвы и Санкт-Петербурга. И за время съемок мы изрыли взрывами все речную косу. Пришлось потом сажать там деревья».

Помимо Белоруссии проходили съемки и в Азербайджане, в небольшом селе в двухстах километрах от Баку. По словам режиссера, для всех международных съемок на месте собиралась съемочная группа, подбирались линейные продюсеры, проходили кастинги. Единомоментно, как в Белоруссии, могли сниматься сотни человек.

РИА НовостиРежиссер фильма «Дорога к матери» Акан Сатаев

Но самое главное, что есть в фильме – это доброта. Она выражается даже не в трогательных, душещипательных сценах. Скорее, это – отсутствие злости. Казахский народ не изображается жертвой, а русский – угнетателем. В тяжелые сталинские времена доставалось всем. И среди узников лагерей представлены и русские, и евреи. А это очень ценно во времена беспардонных националистических спекуляций в некоторых государствах постсоветского мира.

Поэтому аплодисменты от придирчивой московской публики, которые раздались еще до финальных титров, были более чем заслужены. Казахстанское кино продемонстрировало достойный уровень, задало высокую планку, до которой многим постсоветским киношникам еще предстоит дорасти. 

Читайте также:


Комментарии запрещены.

Информационный портал Аkimataktobe.kz

Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru