У нас есть конструктивный, реальный план действий, надежные партнеры и сильные конкуренты

О работе предприятия в условиях пандемии коронавируса, о других аспектах жизни завода «SM News» рассказал генеральный директор Владимир Казаков.

— Владимир Николаевич, первый квартал всегда экономически сложный, а 2020 год из всех високосных самый високосный. И, тем не менее, о каких результатах можно говорить уже сейчас?

— Начало 2020 года отличалось от прошлых лет тем, что у нас был определенный задел, и мы начинали работать в преддверии пандемии, не зная о тех нюансах, которые могут возникнуть через несколько недель. В первом квартале мы отработали на уровне 2019 года, изготовив 30 единиц пожарной техники в номенклатуре. В том числе наработки по новой, перспективной технике, которая, как мы надеемся, обеспечит нам новые рыночные ниши. В целом, я расцениваю итоги первых трех месяцев 2020 года удовлетворительно.

Во втором квартале предприятие работает с полной загрузкой. Сегодня на разных стадиях проработки и в разной степени готовности у нас еще 70 единиц техники. Мы очень плотно отработали апрель, выполняя такую важную задачу, как гособоронзаказ для Республики Казахстан. Его мы выполняем совместно с нашими казахскими партнерами и намерены полную отгрузку завершить в мае. Отдел маркетинга очень активно занимался пополнением портфеля заказов, в итоге, вне зависимости от графика работы, в мае мы должны сделать 25-30 единиц техники. В мае же мы примем участие в конкурсе в рамках гособоронзаказа Российской Федерации согласно 44-ФЗ о госзакупках. В этом году торги состоятся позже, кроме того, по вполне понятным причинам, произошла корректировка номенклатуры гособоронзаказа, ожидается жесточайшая конкуренция. При этом даже в результате успешного окончания торгов заключение контракта состоится не ранее конца июня, что вселяет определенную тревожность по срокам исполнения. Тем не менее, мы к этой работе готовимся, объявленные лоты прорабатываются всеми службами нашего предприятия — техническими, экономическими, — для того, чтобы заявиться на конкурс, четко осознавая, что обязательства будут выполнены в срок, с достойным качеством и, разумеется, экономическим эффектом.

— Как правило, озвучивая планы предприятия на будущий год, Вы отмечаете, что они амбициозные. Это Ваш принцип — мечтать по-крупному?

— У любого здравомыслящего человека, а я себя отношу к этой категории, самые амбициозные планы и мечты основаны на глубоком знании реальности, на ее объективной оценке. Мы объективно оцениваем реальное положение дел в данном сегменте рынка и место, которое занимает наше предприятие. Ситуация на рынке меняется стремительно, нужно чутко прислушиваться к тому как меняются запросы наших заказчиков и своевременно предлагать им новые эффективные модели. Мы продолжаем уверенную работу по освоению новых рыночных ниш, как я уже говорил. Это специальная техника для обслуживания аэродромного хозяйства разного уровня. В мае мы выходим на комплексные испытания двух уже собранных новых образцов. В настоящее время идет их доводка и доработка в рамках технического задания. Надеюсь, уже в конце мая мы получим результаты, которые сможем транслировать через профильные службы, презентуя данный вид продукции компаниям, которые занимаются обслуживанием аэропортов нашей страны и ближнего зарубежья. По нашему мнению, это очень серьезный пласт работы, который поможет нам открыть новые экономические возможности.

Также совместно с нашим партнером — Брянский автомобильный завод — мы проведем полноценные испытания нашего стартового пожарного автомобиля. Это еще одна новинка, о ней мы пока не говорили, но это крайне интересная, самобытная работа наших конструкторов. Подобной машины еще не было в России. Думаю, после завершения работы над ней, мы в течение 2020 года совместно с нашими партнерами анонсируем данное изделие, после чего оно займет достойное место в линейке выпускаемой продукции нашего завода. Тема крайне важная, особенно в свете меняющейся нормативной базы требований Международной организации гражданской авиации ICАО, поэтому я уверен, что мы находимся на верном пути и найдем своего покупателя.
На протяжении многих лет наш завод успешно участвует в НИОКР (научно-исследовательская конструкторская разработка — ред.) по линии МЧС России, и в этом году, надеюсь, примем участие в конкурсе НИОКР. Планируется продолжение близкой нам темы Гефеста — машины, которая была достаточно широко и ярко представлена нашему потребителю в конце прошлого года. Автомобиль сейчас служит в городе Иркутске и зарекомендовал себя очень хорошо. Надеюсь, что определенные ограничения в рамках борьбы с коронавирусом не повлияют на проведение данного конкурса.

Но создавая новые продукты, расширяя рынок сбыта и увеличивая объем продаж нельзя упускать из виду повышение качества выпускаемой техники. Рынок не дает нам много времени, поэтому данная задача является приоритетной. Вместе с этим необходимо работать над повышением производительности труда, оптимизацией расходов, внедрением инновационных технологий и так далее.

— Вы дважды выводили Варгашинский завод противопожарного и специального оборудования из кризиса, уводя от банкротства, как вам удается не просто удерживать предприятие на плаву, но и сохранять лидерские позиции на рынке пожарной и специальной техники?

— В первый же раз, когда я пришел на Варгашинский завод в 1998 году, смог убедиться, что коллектив и производственные мощности предприятия способны выстоять в самой сложной конкурентной борьбе. Тогда нам удалось это доказать. Мы были в тройке лидеров пожарного машиностроения в течение нескольких десятилетий. К 2010 году мы контролировали третью часть рынка пожарной техники. Так было до 2012 года, но потом, по ряду обстоятельств, началась кадровая чехарда руководителей, которая привела к негативным явлениям, отразившимся на финансовом состоянии завода, а самое главное, завод потерял все позиции, которые были наработаны за всю его историю. Один из ведущих представителей отрасли оказался в долговой яме, из которой пришлось доставать его снова, в 2016 году, новому собственнику, коллективу и топ-менеджменту. Когда я вернулся в 2016 году на предприятие, то испытал своего рода дежавю — почувствовал себя словно в 1998 году, но уже с другим коллективом — и по возрастному составу, и по менталитету.

И тем не менее, за три года мы доказали, что можем делать самые сложные автомобили с новым функционалом, доказали что мы надежные партнеры и сильные конкуренты. К самым значительным достижениям за эти четыре года я бы отнес то, что на сегодняшний день Варгашинский завод противопожарного и специального оборудования уверенно стоит в тройке лидеров производителей пожарной техники. Конкуренция ужесточается ежеквартально, появляются новые серьезные игроки, в том числе с точки зрения наличия производственных мощностей, с точки зрения компетенций, это и предприятия оборонного комплекса. Мы понимаем, что этот пресс будет только увеличиваться, но нам с 2016 года с середины удалось вернуться на позиции одного из ведущих производителей и удерживать эти позиции. С нами считаются конкуренты, к нам сегодня вновь обращаются наши партнеры, которые эксплуатировали нашу технику, знают ее преимущества, наши возможности и нашу философию завода с точки зрения качества, с точки зрения работы с партнерами, а самое главное — с точки зрения ответственности за выпускаемую продукцию.

В настоящее время на предприятии ведется большая внутренняя работа — внутренний аудит технической службы, нацеленный на поиск оптимальных вариантов и принципов проектирования машины, организации процесса проектирования, более тесной быстрой связки с производством для того, чтобы все технические решения максимально быстро внедрялись в готовое изделие. В конечном итоге — это улучшение культуры производства и снижение производственных затрат. В начале 2020 года я объявил, что этот год у нас — Год экономики, мы должны очень внимательно посмотреть на себя изнутри, выявить слабые места и произвести необходимую корректировку. Самое главное не бояться. Да, мы стремимся выйти на мировой уровень по качеству, по производительности труда, по организации производства, по культуре производства, по интеллектуальной составляющей продукта, и мы постепенно, может быть, не так стремительно как хотелось бы, движемся в этом направлении.

— По-вашему, что мешает и что может помочь в реализации планов?

— Мешает определенная инертность мышления части работников. В какой-то степени можно говорить о потере «духа предприятия», того, что помог выжить и выстоять в тяжелые военные и послевоенные годы, в годы перестройки, когда коллектив был единым целым с общей целью — сохранить предприятие, выпуская качественную и надежную технику. Если говорить о наших принципах работы, о моем подходе к рынку как руководителя, к той продукции, которую мы производим — то это, прежде всего, ответственность. Мы стараемся каждому новому работнику, каждому молодому специалисту прежде всего внушить мысль о том, что мы несем персональную ответственность за свой участок работы, большой работы предприятия по созданию техники, которая должна служить надежно, качественно, чтобы спасти людей, материальные ценности. В этом философия нашего завода, заложенная нашими ветеранами, начиная с 1941 года. Завод всегда был силен этой философией, этим мы отличаемся от конкурентов. Ее невозможно передать на бумаге, она передается непосредственно в работе, когда рядом трудятся ветераны и молодые рабочие. И я делаю на этом основной акцент. Сегодня для многих игроков на рынке пожарная машина просто товар, который нужно просто реализовать. 44 ФЗ обезличил производителей, на первый план выходит более низкая цена. Разумеется, она будет ниже, там, где значительная часть наиболее важных узлов будет сделано наспех, или они не отвечают требованиям ГОСТа.

Это выяснится позднее, в процессе эксплуатации. Мы же зачастую не можем сделать машину по более низкой цене, понимая, что от этого пострадает качество. Мы свою философию не меняем, свои позиции с точки зрения экономики мы будем утверждать путем оптимизации производства без ущерба качеству продукции. Войдя в нацпроект «Бережливое производство и содействие занятости населения», мы подготовили команду собственных менеджеров, способных донести до коллектива необходимость, обязательность изменений и невозможность сделать это без общего участия, личной заинтересованности каждого. Каждый должен видеть, чувствовать и понимать свою причастность к развитию завода. Я благодарен нашим молодым талантливым ребятам, в которых есть настоящая техническая, производственная жилка — за ними будущее нашего завода.

Вместе мы сформировали «Дерево целей», в котором отразили по каждому направлению весь объем работы, который предстоит реализовать. Как выяснилось, сделать предстоит очень много! Но это необходимо, чтобы изменить себя, изменить подходы к производству, вывести их на качественно новый уровень для того, чтобы заработала в полную силу система, вне зависимости от персоналий. Свою основную задачу как руководителя предприятия вижу именно в создании эффективной системы организации производства.

Работать должна система — качественно и надежно. К этому необходимо прийти.

Мы находимся в очень агрессивной рыночной среде, под жестким надзором контролирующих органов. Это формирует определенные требования к организации производства. Я не вижу других путей. Слово «халява» здесь не пройдет. Только в рамках исполнения нормативной документации, ГОСТов, регламентирующих нашу продукцию, на этом всегда базировалась и будет базироваться наша доктрина по производству пожарной техники.

При этом, все, что я озвучил в этом коротком интервью, делают люди. И эффективность, и эффект этой работы мы почувствуем только когда будем работать в унисон. Я уже говорил, что когда я вернулся на завод в 2016 году, почувствовал, что коллектив стал другим. Наши ветераны ушли на заслуженный отдых, у нового поколения уже другой менталитет, другое отношение к рабочему месту и производству, другой взгляд на свою трудовую биографию и другие мерила ответственности. Но можно менять многое, непоколебимыми должны оставаться постулаты, неизменные при любой погоде за заводскими стенами — это преданность предприятию, качество и ответственность. Мы должны выпускать продукцию, которая спасает, защищает людей.

Я уверен, что по окончании работы по реструктуризации нашего технологического процесса, мы изменим жизнь предприятия.
У нас есть конструктивный, реальный план действий, есть надежные партнеры и есть сильные конкуренты, которые, уверяю вас, тоже являются не слабым стимулом для того, чтобы не стоять на месте, любуясь сделанным.

— Ваш девиз как человека и руководителя.

— Мой девиз или жизненный принцип: я никогда не жалею о том, что я сделал. Даже если этот шаг был сомнительным для кого-то. Это моя жизнь, моя история, из которой я извлекаю определенный опыт.

— А о том, что не сделал, жалеете?

— Да, переживаю, может быть, не хватило времени, может быть, не было рядом человека, который бы настоял… И тем не менее, все, что было — мое. Времени и желания посыпать голову пеплом у меня нет. Впереди много и интересной и трудной работы в новых условиях, в которых очень много спорных моментов. Я не скажу, что мне все нравится, или что нам сейчас работать легче, чем когда бы то ни было. На мой взгляд, государственная машина с точки зрения поддержки могла бы действовать более оперативно, но мы живем тогда и там, где живем.

— Что или кто Вас мотивирует не останавливаться, даже когда бывает очень трудно?

— Однозначно могу сказать, что, во-первых, работа должна приносить профессиональное удовлетворение, во-вторых, должен быть виден результат работы. Конечно, важна моральная поддержка, особенно, близких людей. Вообще, я себя не делю на «вне работы» и «на работе», 24 часа в сутки я живу теми проблемами, которые есть в нашем общем деле, по-другому просто нельзя. Я очень благодарен своей семье, в которой неизменно нахожу поддержку и понимание.

Rambler

Читайте также:


Комментарии запрещены.

Информационный портал Аkimataktobe.kz

Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru