Система аварийного спасения экипажа на космических кораблях «Союз»
Фото:
ТАСС
ТАСС-ДОСЬЕ. 11 октября 2018 года во время запуска с космодрома Байконур пилотируемого корабля «Союз МС-10» произошла авария ракеты-носителя «Союз-ФГ». После срабатывания системы аварийного спасения (САС) спускаемый аппарат совершил посадку в 25 км к востоку от г. Жезказгана (Карагандинская область Казахстана). Состояние экипажа удовлетворительное.
Система аварийного спасения (САС) позволяет сохранить жизни экипажу космического корабля в случае возникновения аварийной ситуации на ракете-носителе. В состав САС на российских кораблях «Союз» входят блоки автоматики, питания, гироприборы, двигательная установка, двигатели головного обтекателя, а также механизмы и агрегаты, которые размещаются на головном обтекателе (решетчатые стабилизаторы, верхние опоры, ложементы для спускаемого аппарата, механизмы аварийного стыка, противопожарная система, средства отделения блистера оптического визира и др.).
Двигательная установка САС установлена над головным обтекателем «Союза» на штанге («башенка» на самой верхушке ракеты с кораблем). Двигатели приводятся в готовность за 15 минут до намеченного старта ракеты-носителя. В случае аварии система активируется вручную из командного пункта двумя дежурными, одновременно нажимающими две кнопки по команде наблюдающего за пуском (как правило, таким сигналом выступает короткое слово, название города или реки). С помощью пирозамков САС отстреливает спускаемый аппарат с экипажем от аварийной ракеты, уводит его в сторону и обеспечивает мягкую посадку с помощью парашютной системы.
В безаварийном полете при штатном наборе ракетой-носителем достаточной высоты штанга САС отстреливается от головного обтекателя.
За время эксплуатации «Союзов» система неоднократно модернизировалась. Технические характеристики САС с двигательной установкой 11Д855М разработки АО «Машиностроительное конструкторское бюро „Искра“ им. И. И. Картукова» (входит в состав АО «Корпорация тактическое ракетное вооружение»):
масса САС — 2,8 тыс. кг;
масса отделяемого головного блока — 8 тыс. 340 кг;
время увода головного блока за пределы опасной зоны — 4 секунды;
высота увода головного блока при аварии на старте — 1 тыс. 200 м;
номинальное удаление места посадки спускаемого аппарата от старта при аварии на старте — от 500 до 1 тыс. 800 м.
Случаи срабатывания САС на «Союзах»
14 декабря 1966 года после отмены пуска беспилотного орбитального космического корабля «Союз 7К-ОК» была ошибочно выдана команда на срабатывание САС на старте. Система отработала штатно, но отделение корабля привело к пожару и взрыву ракеты-носителя «Союз». В результате погиб один из офицеров стартовой команды — инженер-майор Коростылёв, отравившийся продуктами горения.
27 сентября 1967 года после старта беспилотного «Союза 7Л— Л1» (автоматическая межпланетная станция «Зонд», программа облета Луны) произошла авария ракеты-носителя «Протон-К». В результате срабатывания САС спускаемый аппарат приземлился без повреждений. Погибших и пострадавших из-за падения ракеты не было.
22 ноября 1967 года через 4 секунды после запуска второй ступени носителя «Протон-К» произошла потеря управления ракетой. После срабатывания САС беспилотный спускаемый аппарат корабля «Союз 7К-Л1» (также предназначался для облета Луны) приземлился без повреждений. Погибших и пострадавших при падении ракеты не было.
20 января 1969 года при запуске космического корабля «Союз 7К-Л1» в беспилотном режиме ракета-носитель «Протон-К» взорвалась на 510-й секунде полета. Благодаря работе САС спускаемый аппарат успешно приземлился на территории Монголии. Жертв и пострадавших не было.
3 июля 1969 года после старта ракеты-носителя Н-1 с беспилотным кораблем 11Ф92 «Зонд-М» (прототип лунного орбитального корабля) и макетом лунного посадочного корабля 11Ф94 из-за ненормальной работы одного из двигателей автоматика последовательно отключила почти все двигатели первой ступени, когда ракета находилась на высоте около 200 м. На 15-й секунде полета сработали двигатели САС, спускаемый аппарат успешно покинул зону падения ракеты. Погибших и пострадавших не было.
5 апреля 1975 года после старта пилотируемого корабля «Союз-18-1», который должен был доставить на орбитальную станцию «Салют-4» космонавтов Василия Лазарева и Олега Макарова, произошел отказ третьей ступени ракеты-носителя «Союз» на высоте 192 км.
Штанга с двигателями САС и головной обтекатель к тому моменту уже были сброшены. Сработала автоматическая система отделения спускаемого аппарата от аварийной ракеты. После отстрела капсулы и до раскрытия парашютной системы космонавты испытали перегрузки, по разным данным, в 20 или даже 26 g. Аппарат с экипажем приземлился на склон горы юго-западнее Горно-Алтайска, космонавтов обнаружили геологи и эвакуировали военные.
26 сентября 1983 года на Байконуре за 48 секунд до старта произошло возгорание ракеты-носителя «Союз-У» с пилотируемым кораблем «Союз Т-10-1». Сработавшая САС увела из опасной зоны спускаемый аппарат с космонавтами Владимиром Титовым и Геннадием Стрекаловым, которые испытали перегрузки от 14 до 18 g. Приземление прошло в 4 км от места аварии. Погибших и пострадавших в результате падения обломков ракеты-носителя не было. Причиной происшествия стала неисправность в системе смазки газогенераторов первой ступени ракеты. Корабль должен был доставить третью основную экспедицию на орбитальную станцию «Салют-7».
Читать ещё •••
Rambler