Великобритания. Почему ставки до сих пор такие низкие | Финансы

Повысив ставки раньше ФРС, Великобритания рискует привлечь на свои рынки масштабный приток капитала. Заканчивается спокойный период для британской монетарной политики. В ближайшие несколько месяцев Комитету по монетарной политике Банка Англии не удастся отделаться словесными обещаниями поднять стоимость кредитования в обозримом будущем. Такие уважаемые организации как национальный институт экономических и социальных исследований (известный также как NIESR) полагают, что первое повышение ставки на четверть процента произойдет в феврале. Между тем, баланс сил в МРС гораздо более подвижен, чем думает большинство.

Сейчас за ужесточение политики голосует только один член Комитета — Ян МакКафферти. Все остальные говорят о том, что морально готовы изменить свою позицию. Если к сторонникам повышения ставки присоединится председатель Центробанка Марк Карни, многие последуют его примеру, в этом случае достижение большинства будет делом техники. Два заместителя с правом голоса — Сэр Джон Канлифф и Немат Шафик не спешат публично выражать свое мнение относительно процентных ставок, не говоря уже о том, чтобы прилюдно демонстрировать независимость мышления. Безработица упала до 5.4%,  уровень зарплат в частном секторе вырос более чем на 3%, поэтому теперь теперь главный политический вопрос нужно формулировать несколько иначе. Не надо спрашивать, когда будет повышена ставка. Вопрос в другом: почему она до сих пор остается такой низкой. Некоторые доводы в пользу того, чтобы оставить ее на уровне 0.5% можно быстро опровергнуть. Текущий низкий уровень инфляции — в сентябре цены снизились на 0.1% в годовом исчислении — отражает в основном негативную динамику цен на нефть, продукты питания и сырье. Но они не будут дешеветь вечно. Высокая инфляция 2011 года не стала поводом отказываться от своевременного введения программы количественного смягчения, а низкая инфляция сегодня не остановить повышение ставок. 

Снижение темпов роста до 0.5% также не должно беспокоить Комитет по монетарной политике. Экономика по-прежнему растет достаточно быстро для того, чтобы можно было рассчитывать на снижение безработицы и рост занятости до рекордных уровней. Также вряд ли стоит серьезно рассматривать в качестве повода для отсрочки необходимость снизить ставку вскоре после повышения в том случае, если экономические условия резко ухудшатся. Чиновникам, для которых потребность избежать конфуза важнее экономических интересов страны, не место в комитетах по монетарной политике. Кроме того, МРС нужно серьезно отнестись к мнению своего старшего экономиста Энди Холдейн, который считает, что процентная ставка на 0.5% уже не оказывает никакого стимулирующего воздействия. Если это так, можно говорить о том, что монетарная политика уже ужесточилась без активного участия банкиров. В то же время ряд факторов — например, рост необеспеченных кредитов на 8% в год; или стремительное увеличение потребительских расходов — говорят о том, что ставка на уровне 0.5% по-прежнему весьма успешно толкает вверх кредитование и расходы.

Слабых аргументов в пользу того, чтобы не спешить с повышением ставки, более чем достаточно. И все же Банку Англии нужно проявить максимум осторожности. Марк Карни склонен излишне эмоционально протестовать против утверждения, что Банк Англии не двинется с места, пока Федрезерв не определится со своей политикой. Глава британского Центробанка стремится подчеркнуть независимость вверенного ему учреждения от США. Но в этом случае опять-таки не следует забывать о том, что, повысив ставку раньше ФРС, Банк Англии рискует привлечь огромные притоки капитала на британские рынки, что приведет к стремительному росту фунта и убьет все восстановление. Британия хоть и расположена на острове, но не отрезана и не защищена от действий других. Кроме того, риск слишком долго задержаться на низких процентных ставках, безусловно, есть, но он невелик, зато последствия первого за последние восемь лет повышения очень сложно предугадать. Сейчас этот довод кажется достаточно весомым, но его нельзя эксплуатировать вечно, в противном случае можно вообще никогда не поднять ставку и, таким образом, допустить большой политический просчет. Аргументы против повышения ставки пока актуальны — но это не надолго. Британии следует готовиться к нормализации. Карни очень повезет, если он сможет обеспечить максимально гладкий и безболезненный переход от одного состояния монетарной политики к другому.

Подготовлено Финансы по материалам The Financial Times Источник: Финансы — Новости рынка Forex

Читайте также:


Комментарии запрещены.

Информационный портал Аkimataktobe.kz

Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru