Россия: война с дальним прицелом | Финансы

{FIG.1}Многие западные политологи гадают над тем, какие же на самом деле цели преследует Россия на Ближнем Востоке. Не зависимо от ответа на этот вопрос, решение Москвы начать бомбардировки в Сирии несомненно отразится на стоимости нефти. Если не принимать во внимание стремление России поддержать режим Башара Аль-Ассада, присутствие российских бомбардировщиков в воздушном пространстве Сирии и авиаудары по целям оппозиции знаменует крупнейшую операцию Москвы в регионе после Афганистана.

И тогда, и теперь нефть играла ключевую роль в решении Кремля о начале военных действий. В 1979 году, когда советские танки вошли в Кабул, цены на нефть приблизились к отметке 110 долларов за баррель, а исламская революция в Иране начала уступать под натиском запада на фоне динамики спроса и предложения. Дорогая нефть упрочили позиции советских лидеров, снабдили Коммунистическую партию деньгами, необходимыми для успешного ведения Холодной войны и накормили население. И тогда, и теперь экспорт нефти был ключевым источником денег, отвечая примерно за 70% всех внешних доходов. Шагнув в Афганистан, Советский Союз поставил под угрозу энергетический коридор Запада из Персидского залива и из богатых нефтью стран, контролируемых США.

Советский Союз надеялся, что его присутствие в регионе будет способствовать росту цен на нефть и, соответственно, даст преимущество в Холодной войне за счет экономического ослабления противника. Однако стратегия не сработала, поскольку падение стоимости этого энергоресурса, фактически, обанкротило Кремль и побудило Михаила Горбачева начать «Перестройку», которая, как всем известно, закончилась развалом Советского Союза. Сейчас перед страной стоит такая же дилемма. Коллапс цен на нефть, организованный союзниками Штатов в регионе — Саудовской Аравией, Объединенными Арабскими Эмиратами, Катаром и Кувейтом — разрушает российскую экономику.

В России сейчас рецессия — первая с 2009 года. Как и в годы Холодной войны нефть остается единственным крупным источником внешних доходов страны. За последний год рубль обесценился относительно доллара на 43%, инфляция потребительских цен достигла 13-летних максимумов. Если цены на нефть надолго зафиксируют ниже отметки в 50 долларов за баррель, даже у самых терпеливых граждан появятся вопросы правительству относительно выбранного политического и экономического курса. Учитывая то, что объем перенасыщения рынка нефти составляет 2 млн баррелей в день, при этом ни Россия, ни Саудовская Аравия не хотят сокращать производство, можно предположить, что вторжение в Сирию — это попытка развернуть американскую стратегию, нацеленную на разорение Москвы, против ее инициаторов.

Пока российские бомбардировщики в небе над Сирией и около 500 военных, высадившихся в портовом городе Латакия почти никак не повлияли на стоимость нефти. Но ситуация может резко измениться по трем важным причинам. Во-первых, ставки для Саудовской Аравии и ее союзников в Персидском заливе резко возрастают, поскольку именно они финансируют оппозицию в Сирии, которая борется одновременно с режимом Асада и с Исламским государством. Эр-Рияд уже был вынужден продать иностранные активы на сумму около 73 млрд долларов, чтобы закрыть экономические дыры и профинансировать затянувшуюся войну против поддерживаемой Ираном оппозиции на южных границах Йемена.

Как и Россия, Саудовская Аравия оказалась в сложной ситуации из-за падения цен на нефть.  Королевский дом саудитов во главе с вошедшим недавно на престол королем Салманом, открыто критикуется своими же князьками. Противоречивая стратегия, подразумевающая добычу рекордно высоких объемов нефти в районе 10,5 млн баррелей в день несмотря на слабые фундаментальные факторы может привести к расколу в королевской семье. Столкнувшись с необходимостью выбирать между падением династии и продолжением ценовой войны, или сокращением объема производства, саудовские правители, скорее предпочтут второе. 

Во-вторых, физическое присутствие России усиливает напряженность ситуации, которая уже и так достигла точки кипения, в регионе, производящем пятую часть мировых запасов нефти и значительную долю природного газа. Несмотря на то, что политический риск пока не закладывается в цены, ситуация изменится, если России удастся занять стратегические позиции в регионе. И, наконец, Кремль упрочил связи с главным врагом Саудовской Аравии — Ираном. Стране удалось договориться с Западом об отмене санкций в обмен на сворачивание ядерной программы, но сделка еще не подписана, и финальное решение по-прежнему висит в воздухе. Иран страдает одновременно от низких цен на нефть и от санкций, которые не позволяют ему максимально полно использовать преимущества своих богатых природных ресурсов.

Иранцы хотят нарастить объем производства на 1 млн баррелей в день, но саудиты, узурпировавшие власть в Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), судя по всему, их перехитрили. Однако, получив поддержку со стороны России в Сирии, Тегеран может почувствовать в себе силы, чтобы проверить решимость Саудовской Аравии на прочность в ходе декабрьского заседания Организации. Конечно, прямая интервенция России в Сирии может привести к тому, что все страны, участвующие в нефтяной войне, уйдут в глухую оборону и еще сильнее вцепятся за свои политики. Это приведет к дальнейшему снижению стоимости барреля. Если противостояние продлится еще хотя бы 12 месяцев, итогом может стать падение режимов в Эр-Рияде и Москве. Но и в этом случае цены на нефть все равно вырастут. Источник: Финансы — Новости рынка Forex

Читайте также:


Комментарии запрещены.

Информационный портал Аkimataktobe.kz

Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru