Эх! Мариночка, Марина!
За руль маршрутного автобуса села женщина. Эту новость актюбинцы приняли с удивлением и опаской. Мунсыз ТЛЕГЕНОВА давно привыкла к такой реакции пассажиров. На деле водитель с 32-летним стажем доказывает, что не хуже мужчин справляется с железным другом.
2 недели назад Мунсыз Тлегенова села за руль большого «MAN»-а. После семилетнего перерыва женщина вернулась на городские маршруты.
В детстве она и подумать не могла, что свяжет свою жизнь с общественным транспортом.
– Я росла в многодетной семье. Работал один отец. Всегда думала, что нужно ему помогать. Окончив 10 классов, пришла в учкомбинат. Это был 1982 год. Завуч посоветовала мне идти на водителя троллейбуса. Было страшно, потому что я понятия не имела, что такое троллейбус, тем более, как им управлять. Но глаза боятся — руки делают. Первую группу к тому моменту уже набрали, я попала во второй поток, – вспоминает женщина.
Пройдя трёхмесячные курсы, наша героиня отправилась в Алматы для прохождения практики.
В 1982 году, когда в Актобе открылся троллейбусный парк, Мунсыз Тлегенова стала первой женщиной-водителем.
Мариночка – так ласково называют её коллеги-мужчины. Казахское имя Мунсыз, которое дала женщине бабушка, далеко не каждый запомнит и поймёт.
19 лет Марина просидела за рулём троллейбуса. В 2001 году она вышла замуж и оставила нелёгкую профессию.
В 2008 году женщина возвращается к ремеслу водителя, но уже в Караганде. Она ловко справляется с вместительными «MAN»-ами и «Мерседесами». Дама как никто другой знает, как сделать так, чтобы автобус не капризничал. 7 лет спустя актюбинка решила вернуться в родной город.
2 недели назад Мунсыз апа выехала на маршрут, соединяющий автовокзал и Жилянку.
– Первые несколько дней люди стояли у дверей транспорта и думали: войти или дождаться следующий автобус. Мужчины несколько раз переспрашивали, неужели за рулём женщина. А сегодня пассажир один интересуется, где водитель. После объяснения, что Мунсыз апа и есть водитель, передумал ехать дальше, – рассказывает кондуктор Жайна НАУКАНБАЕВА.
Но был и приятный момент, обнадёживающий. Один из пассажиров 19 маршрута дал женщине бата. Пенсионер напомнил, какая ответственность лежит на её хрупких плечах, и пожелал лёгкой езды.
– За годы работы бывало всякое. И пассажиры недовольные, или, наоборот, благодарные, с вопросами, как найти указанный адрес. Часто что-то оставляют в салоне. Если это сотка, то здесь проще — можно позвонить и сказать, где забрать. И зонтики, и пакеты с книгами оставляли, и вон, кто-то творог забыл, – смеётся дама.
Рабочий день водителя общественного транспорта начинается в 7.10 и заканчивается в 20.30. Но, несмотря на то, что весь день актюбинка проводит на работе, она успевает всё. Заботливая мама находит время для любимого сына, хлопочет по дому. Кулинарные шедевры в её исполнении по достоинству оценили коллеги. Знакомые удивляются, как такая хрупкая женщина управляет таким большим автобусом.
zhanalina@evrika.kz