Жители Акчи не хотят слушать друг друга и Президента РК
Жители Акчи на общем сходе большинством голосов решили переименовать село. Пока действует мораторий, объявленный Президентом страны, Акчи будут называться по-старому. Но споры по поводу переименования грозят перерасти в родоплеменную вражду.
С 30 января 2015 года по 1 января 2016 года на в Казахстане действует временный мораторий на проведение ономастических процедур. Приостановлено переименование населённых пунктов, учебных заведений, улиц, скверов и площадей в честь исторических личностей, живших до XX века. Исключение составляют герои Великой Отечественной войны: по случаю празднования 70- летия Победы над фашизмом называть в их честь объекты можно.
Всё предельно просто и ясно: Глава государства ввёл мораторий на переименования. Но не тут-то было! Кое-где жители сельских округов при поддержке местных властей активно добиваются смены прежних названий своих сёл на новые – в честь легендарных батыров, биев, ханов и султанов. Повод у них более чем благородный: празднование 550-летия Казахского ханства, которое страна будет отмечать весь 2015 год. Логика железная: раз мы чествуем в один год ветеранов-фронтовиков и средневековых героев, то почему бы не поставить между ними знак равенства и не увековечить память последних?..
И таких вопросов без ответов – куча. Поэтому журналисты informburo.kz и решили выяснить, что же всё-таки движет сегодня сторонниками и противниками переименований? Какие подводные камни скрываются за стремлением добиться увековечивания новых имён?
И тут очень вовремя подвернулся информационный повод. Журналистов informburo.kz приглаcили на сход жителей Акшийского сельского округа Енбекшиказахского района Алматинской области: там решали вопрос о переименовании посёлка в честь Даулетбая би – выборного судьи, жившего в XVIII веке и прославившегося своей мудростью, порядочностью и справедливостью.
Из-за разногласий с переименованием жители разделились на два противоборствующих лагеря. К сожалению, разделение шло преимущественно по родоплеменному признаку. Представители двух «знатных» родов (к одному из которых, кстати, принадлежит Глава государства) из числа коренных жителей являются ярыми сторонниками переименования Акчи в честь Даулетбая. А вот представители других родов из оралманов и приезжих жителей из восточного и западного регионов страны, осевших в селе много лет тому назад, выступают против.
Прислушиваться к мнению друг друга и приходить к консенсусу стороны не хотят. Каждый рубит с плеча свою правду-матку, доказывая собственную правоту.
Аргументы «за» и «против»
Причём доводы сторон звучат убедительно. Сторонники приводят несколько серьёзных аргументов в свою пользу. Во-первых, их смущает обилие одноимённых сельских округов: сегодня в Алматинской и Восточно-Казахстанской областях насчитывается аж пять посёлков Акчи. Спрашивается: зачем их столько? Во-вторых, им не нравится неблагозвучность нынешнего название: Акчи в вольном переводе с казахского означает сорняк (точнее, «чи» – это растение, пригодное только для скота, но использующееся также в качестве ингредиента для народного обезболивающего средства и основы для веников). Согласитесь, как-то не комильфо жить в XXI веке в селе Сорняковое. В-третьих, они ратуют за увековечивание памяти Даулетбая би, поскольку он был славным сыном казахского народа, внёсшим значительный вклад в процветание Казахского ханства.
Ну, и когда, как не сейчас, в канун 550-летнего юбилея нашей государственности, надо переименовывать Акчи в его честь? Наконец, главный, но официально не тиражируемый аргумент сводится к тому, что, мол, чем мы хуже соседей? Ведь добились же в середине декабря 2014 года жители ближайшего к Акчи села Маловодного его официального переименования в честь уважаемого Байдибека би – тоже народного судьи, жившего пару веков тому назад?
Противники переименования приводят свои контрдоводы. Во-первых, они обеими руками выступают за сохранение исторического наследия. Раз Акчи существует столько лет под своим нынешним названием, значит, всё надо оставить на своих местах, а не гоняться за ономастическо-патриотическими веяниями.
Во-вторых, они ссылаются на дороговизну самой процедуры переименования села: надо будет сменить вывески, указатели, внести изменения в географические карты, адресные данные, заменить штампы, печати и документы сельчан, на что уйдёт немало денег. Те, кто против, утверждают, что это будет стоит только для госбюджета порядка 3 миллионов тенге.
А не лучше ли эти средства потратить на решение более актуальных и злободневных проблем? Например, реанимировать в Акчи газо- и водоснабжение, отремонтировать дороги, а не гробить деньги на бюрократические процедуры? В-третьих, противники не понимают: как можно называть село в честь человека, который не имеет никакого отношения к его истории. Ведь Даулетбай би всю свою жизнь прожил на территории нынешнего Семея, а не в Алматинской области, поэтому де его кандидатура не подходит для переименования. В-четвёртых, насчёт благозвучия посёлка. Многих жителей устраивает короткое и запоминающееся название Акчи. Пускай даже если оно переводится как «сорняк».
— Посмотрите, живут же в Подмосковье в деревне с названием Грязь Алла Пугачёва с Максимом Галкиным, и никто из них не добивается смены вывески. Хотя они-то и могли бы при желании повлиять на решение ономастической комиссии. Почему тогда наши Акчи должны называться как-то по-другому? — возмущаются противники переименования. Приводя свои доводы, они сокрушались в беседе с журналистами informburo.kz, что не верят в справедливый исход дела. Дескать, нынешний аким сельского округа является выходцем из того рода и жуза, к которому принадлежит Даулетбай би, поэтому и жеребьёвка будет необъективной.
Аким Акшийского сельского округа Сабыржан Бейсетайулы Айтбаев встретил нас почему-то в штыки, с ходу отказав в комментариях: «Я вас сюда не приглашал, поэтому я вам ничего не должен и не обязан». А вот его очаровательная заместитель – наоборот – проявила повышенный интерес, записав к себе в блокнот наши данные. Ещё она попросила какого-то молодого человека сфотографировать нас для «отчёта в департамент внутренней политики областного акимата».
C 2007 по 2012 годы в республике по поручению Президента действовал временный мораторий на проведение ономастических работ. Несмотря на это, в 2008-2010 годах были изменены названия 7 районов, 195 населенных пунктов и 38 сельских округов республики.
Голосование
Сход жителей прошёл вечером в школьном клубе. Он длился ровно 40 минут. Первые полчаса прошли спокойно, потому как один за другим выступали сторонники переименования села. Но как только черёд дошёл до спичей оппонентов, атмосфера в зале накалилась до предела. Обе стороны начали ругаться. Кто-то опустился до выяснения личных отношений. Напряжённую ситуацию сумел нейтрализовать аким. Он предложил провести голосование, чтобы не затягивать мероприятие. В итоге из 102 заявленных в списке человека 70 выступили «за», и 32 – «против». Так и было принято решение: переименовать Акчи в Даулетбай би.
Мы связались с пресс-секретарём прокуратуры Алматинской области Русланом Бактаевым. И вот что он нам сказал: «Поскольку в стране сегодня действует мораторий на переименование, то принятое общим голосованием решение жителей Акшийского сельского округа не имеет никакой юридической силы. Это просто общественные слушания, в ходе которого стороны высказали свою точку зрения. Никаких неправомерных последствий после этого не наступило, поэтому нам нечему давать правовую оценку».
В 2016 году в Алматы собираются переименовать 10 улиц в честь выдающихся казахских ханов. Ещё 140 приобретут какие-то более звучные названия, поскольку 50 из них сегодня имеют устаревшие. К примеру, это Грушёвая, Кирпичная, Заводская, Вишнёвая. А вот в выборе названий проспектов и бульваров смогут принимать участие сами алматинцы. Для этого в Интернете опубликуют список с предложениями, где любой желающий сможет проголосовать за понравившийся вариант.
Взгляд со стороны
Когда мы были ещё в дороге, то представляли себе Акчи процветающим селом, жители которого живут в достатке. Нам казалось, что только сытые, обеспеченные и довольные всем селяне могут думать о «высоких материях» и духовной пище. На деле всё оказалось по-другому. Акчи с его 883 домами произвёл впечатление средненького посёлка со стандартным для такого уровня сёл набором социально-бытовых проблем. Один обшарпанный фасад акимата чего только стоит, не говоря уже о других объектах. В посёлке нет рентабельных госпредприятий и процветающих частных хозяйств: люди выживают кто как может. Тем удивительнее наблюдать со стороны за стремлением большинства из них во что бы то ни стало добиться переименования посёлка.
Нет других насущных проблем?
Мы уважаем мнение селян. Мы – ни на чьей стороне. Просто не совсем понятно: почему именно сейчас, в период действия моратория на переименования, они так озабочены этим вопросом? Тем более что многие из них знают об этом моратории. Внятного ответа ни от кого не услышали.
Комментарий руководителя отдела ономастики управления по развитию языков акимата Алматинской области Ермека Сундетбайулы:
— Главным консультативно-совещательным органом по вопросам ономастики в нашей стране является республиканская ономастическая комиссия при Правительстве. Ей подчиняются территориальные подразделения, которые входят в управления по развитию языков областных и городских акиматов. Основным для нас является закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам ономастики», подписанный Главой государства в 2013 году. Что касается механизма переименования населённых пунктов. Сначала жители сельского округа проводят сход, принимают общее решение о переименовании. Затем их аким пишет соответствующее письмо-заявку в районный акимат, руководство которого принимает совместное решение с депутатами Маслихата. После этого заявка поступает на согласование к нам, в областную ономастическую комиссию. Мы изучаем её и выдаём своё экспертное заключение, опираясь на законы «Об административно-территориальном устройстве Республики Казахстан» и «О языках в Республике Казахстан». Затем заявка поступает в областной департамент юстиции, который занимается всеми правовыми вопросами. Сразу предупреждаю, что на рассмотрение заявки и её согласование во всех инстанциях уходит не один месяц.
В 2014 году наша областная ономастическая комиссия дала «добро» на переименование трёх сельских округов. В 2015 году, в связи с мораторием на проведение ономастических работ, заявки на переименования не принимаются.
Эпилог
Выехав из Акчи, мы специально заехали в соседний посёлок Байдибек би, чтобы сравнить условия проживания жителей обоих населённых пунктов. И знаете, Байдибек би понравился нам больше, поэтому мы заподозрили, что жители Акчи просто соревнуются с более успешными соседями. Они не хотят ни в чём отставать от них и даже стараются перещеголять их в чём-то.
Что касается возникших в Акчи трений на почве родоплеменных отношений, то это должно вызывать озабоченность властей, правоохранительных и надзорных органов. Важно не допустить ссор и перепалок на почве переименований. Пока что этого не происходит за счёт мудрой политики старейшин Акчи, направленной на поддержание нейтралитета между конфликтующими сторонами. Но всё равно обидно, когда видишь, как под надуманными предлогами в чисто казахском по этническому составу сельском округе жители ссорятся меж собой.
Автор: Олег Спивак