Владелец не давал согласия на перенос бюста царя Николая II в здание храма
Пётр Вагнер считает это святотатством. Он объясняет, что установил памятник Николаю, так как тот побывал в селе Архангельском и подарил храму икону. Об этом предприниматель заявил корреспонденту informburo.kz.
«Если я присутствовал при демонтаже бюста, это вовсе не означает, что я дал на это свое согласие. Наоборот, я говорил, что это святотатство», — сказал Пётр Вагнер.
Уже несколько дней в Интернете идёт бурное обсуждение факта установления бюста русскому царю Николаю II в селе Архангельском Кызылжарского района Северо-Казахстанской области. Торжественное открытие с благословления епископа Петропавловского и Булаевского состоялось 31 июля – в день, когда, согласно историческим документам, в 1891 году тогда цесаревич Николай побывал в Архангельском и подарил местному храму Абалацкую икону Божьей матери «Знамение».
«Это установленный исторический факт: будучи в поездке с инспекцией строительства Транссиба, Николай побывал в моём родном селе Архангельском и подарил храму икону. Много лет в честь этого дня здесь совершается крестный ход, и установление бюста – это не более чем дань памяти этому историческому событию. Для меня Николай – в первую очередь не царь, не император, а икона мученика, которого, как известно, канонизировали, причислили к Лику святых. Я хотел сделать доброе дело для своих односельчан, профинансировав создание этого бюста», — говорит предприниматель.
Кстати, работа мастеров города Касли, знаменитого на весь мир своим чугунным литьём, и работы по благоустройству обошлись предпринимателю в два млн тенге, но он говорит, что деньги в этом деле – не главное.
«Для меня, как для человека верующего, было важно сделать это доброе дело», — делится Пётр Вагнер.
По его словам, через 10 дней после установки бюста, когда началось широкое обсуждение этого факта в Сети, где Вагнера обвиняли чуть ли не в разжигании межнациональной розни, местные власти приняли своё решение: перенести памятник в здание храма, построенного, кстати, тоже Петром Вагнером и открытого в 2008 году.
По словам свидетелей, при демонтаже 9 августа присутствовали два заместителя акима области – Айдарбек Сапаров и Владимир Бубенко, аким района Булат Жумабеков, представители управления культуры, ДВД, прокуратуры. Бюст сняли с постамента с помощью подъёмного крана и занесли в храм.
«Поставить в храме его некуда пока, поэтому он просто лежит на полу», — говорит предприниматель.
Важный нюанс: всё это происходило на территории частной собственности.
«Земля, храм, бюст Николая – всё это частная собственность Вагнера, даже храм не передан епархии, это всё равно что войти в чужую квартиру и наводить там свои порядки», — комментирует ситуацию юрист Павел Афанасьев.
В свою очередь, в управлении культуры сообщили, что «для установки памятника необходимо согласование через государственную комиссию, любой памятник, любое культурное сооружение проходит комиссию».
Однако юрист Павел Афанасьев утверждает, что таких законов в Казахстане нет.
«Для исполнительной власти главный закон – «О местном госуправлении и самоуправлении», и в полномочиях акимата нет никаких согласований. Единственное, что касается памятников, есть пункт «вносить предложения в правительство о признании памятников истории и культуры республиканского значения», это их единственное полномочие, ни о каких согласованиях речи не идёт. Второй закон – об охране и использовании историко-культурного наследия, в котором о правилах установки памятников тоже ничего не говорится. Установка этого бюста – это по сути тоже самое, что установить памятник на кладбище».
«Теперь я хочу отдать решение этого вопроса на суд общественности. Как это будет происходить – пока не знаю», — говорит Петр Вагнер.
Что будет дальше с бюстом Николая – пока неизвестно.