В Казахстане проводится системная реформа полиции
Год назад в своем первом сентябрьском ежегодном послании к нации «Конструктивный общественный диалог — основа стабильности и процветания Казахстана» президент РК Касым-Жомарт Токаев заявил о необходимости серьезного реформирования правоохранительной и судебной системы. В частности, предложил в срочном порядке ужесточить наказание за сексуальное насилие, педофилию, распространение наркотиков, торговлю людьми, бытовое насилие против женщин и тяжкие преступления против личности, особенно против детей.
«Мы отошли от чрезмерных репрессивных мер и жесткой карательной практики правосудия. Вместе с тем в стране все еще имеют место многочисленные тяжкие преступления. Мы увлеклись гуманизацией законодательства, при этом упустив из виду основополагающие права граждан. Нужно в срочном порядке ужесточить наказание за сексуальное насилие, педофилию, распространение наркотиков, торговлю людьми, бытовое насилие против женщин и другие тяжкие преступления против личности, особенно против детей. Это мое поручение парламенту и правительству», — сказал Токаев.
Политологи тогда отметили конструктивный деловой подход президента Казахстана к решению острых проблем и его решимость открыто, вместе со всем обществом, организовать противодействие криминалу.
Важно, что затем в течение года президент Казахстана не оставлял эти темы без внимания. И спустя год, во втором президентском послании предложил ряд конкретных мер.
«Нужно усилить и другие меры по защите прав детей, в частности, присоединиться к Факультативному протоколу к Конвенции о правах ребенка, касающемуся процедуры сообщений. Актуальным остается и вопрос совершенствования национального законодательства по борьбе с пытками. Этот документ, устанавливающий уголовную ответственность за пытки, нужно привести в соответствие с положениями Международной конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных действий. В нашей повестке дня находится и борьба с торговлей людьми. Здесь Казахстан в глазах международного сообщества выглядит неважно. Правоохранительным органам предстоит улучшить процедуру расследований таких преступлений. Они должны строго наказываться в судебном порядке. Данная важная задача требует скоординированных действий государственных органов», — заявил Касым-Жомарт Токаев в своем актуальном послании «Казахстан в новой реальности: время действий».
В связи с этим «Профиль» задался вопросом: реформа правоохранительных органов потребовалась из-за резко ухудшившейся криминогенной обстановки в республике или проводится в рамках стратегического плана демократизации общества, реализации принципа «справедливого» и «слышащего государства», о котором не раз говорил президент? И какова вообще ситуация с преступностью в Казахстане в период пандемии?
Война с оргпреступностью
Данные статистики правонарушений и преступлений во время карантина недавно озвучил в ходе пресс-конференции в Службе центральных коммуникаций РК заместитель генерального прокурора республики Марат Ахметжанов. По его словам, за восемь месяцев 2020 года в Казахстане совершено 113,6 тысяч уголовных правонарушений. В итоге число краж снизилось на 52%, грабежей — на 50%, хулиганств — на 46%. По статистике Генпрокуратуры, на треть снизилось также число преступлений, связанных с сексуальным насилием, — с 1547 до 1093.
Информацию о том, что показатели по большинству видов преступлений действительно снизились, подтвердил министр МВД Казахстана Ерлан Тургумбаев. «Количество преступлений с начала года сократилось на 38%. Уменьшилось количество таких правонарушений, как причинение тяжкого вреда здоровью, разбои, грабежи, хулиганство. Меньше совершено преступлений несовершеннолетними, ранее судимыми, в состоянии алкогольного опьянения, а также на улице и в общественных местах», — отметил министр.
Позже он обнародовал еще несколько цифр: за девять месяцев в стране выявлено 1750 преступлений, организованных наркогруппами, из них 1082 факта сбыта, изъято более 22 тонн наркотиков (в том числе 83 килограмма синтетических), ликвидированы семь крупных нарколабораторий, заблокированы 840 сайтов, где рекламировали и продавали наркотики.
Есть, по мнению министра МВД, успехи в борьбе с организованной преступностью и торговлей людьми. Например, в июне сотрудники полиции провели операцию «Stop трафик», в ходе которой было выявлено 50 случаев торговли людьми, трудового и сексуального рабства.
«С начала года было выявлено 107 таких преступлений, которые зачастую имеют организованный и транснациональный характер. В суд направлено 58 уголовных дел. К уголовной ответственности привлечены 16 лидеров и 130 участников преступных групп. Изъято более 150 единиц огнестрельного оружия и 960 боеприпасов», — уточнил Ерлан Тургумбаев, подтвердив, что в рамках реформы правоохранительной системы, объявленной президентом Токаевым, в системе МВД планируется создание Департамента по борьбе с этими и другими видами организованной преступности.
Кстати, сейчас в Казахстане работает полицейский телефон доверия по борьбе с торговлей людьми «116-16». Полиция вместе с неправительственными организациями раздает медицинские маски, на которых нанесена предупреждающая информация и номер телефона доверия.
«Защитим детей вместе!»
Вместе с тем руководство правоохранительных органов РК не скрывает, что не все так радужно, как хотелось бы. Как признался тот же Ерлан Тургумбаев, во время режима чрезвычайного положения в Казахстане на 25% возросло число правонарушений в семейно-бытовой сфере, резко увеличилось количество обращений на горячие линии кризисных центров. В результате для обеспечения безопасности в отношении семейных дебоширов пришлось вынести почти 37 тысяч защитных предписаний, установить 4800 особых требований к поведению правонарушителей.
К сожалению, пока не становится положительной динамика преступлений в отношении несовершеннолетних: с начала года в отношении детей совершено 879 преступлений, 402 из них связаны с сексуальным насилием.
«Количество остается на уровне прошлого года: это истязание, побои, вымогательство, оставление в опасности. Треть из них связана с посягательством на половую неприкосновенность», — подтвердил глава МВД, добавив, что более 70% таких случаев совершается лицами из близкого окружения: отцами, отчимами, сожителями матери, соседями, близкими знакомыми, родственниками, а «каждый такой факт — это трагедия ребенка, его поломанная судьба».
Стоит отметить, что правоохранительные органы не ограничиваются профилактикой и работают в разных направлениях. Например, недавно МВД РК презентовало фильм «Берегите детей» на тему насилия против несовершеннолетних, в котором специалисты доказывают, что одними усилиями полиции и ужесточением наказания эту проблему не решить. Полицейские поднимают проблему табуированности темы полового воспитания в казахстанском обществе, закрытости, когда взрослые предпочитают утаивать и скрывать факты преступлений, совершаемых против детей.
«Защитим детей вместе», — публично обращается МВД к казахстанцам и призывает граждан к открытому обсуждению проблемы насилия в отношении несовершеннолетних.
Объективная статистика
Из обнародованной правоохранителями статистики видно, что потребность в реформах возникла не на пустом месте и власти делают всё возможное, чтобы свести преступность к нулю. При этом, как это обычно и бывает, позитивная официальная статистика МВД вызывает дежурные скептические замечания и недоверие некоторых СМИ. Но тут надо понимать две вещи. Во-первых, пандемия привела к сокращению многих видов преступности не только в Казахстане, но и во всем мире, о чем свидетельствуют многочисленные международные отчеты. И объективно это понятно: после введения карантинных ограничений на улицах городов стало значительно меньше людей, что привело к снижению числа разбоев, грабежей, хулиганства, причинения тяжкого вреда здоровью и преступности в состоянии алкогольного опьянения. Зато пошла вверх статистика случаев домашнего насилия (о чем как раз открыто говорит руководитель МВД Казахстана).
Во-вторых, сегодняшний Казахстан — это современное, прогрессивное, передовое государство, давно выбравшее цивилизованный путь развития. Об этом красноречиво говорят не только экономические показатели (здесь достаточно сравнить ВВП и уровень жизни с другими бывшими республиками СССР), но и последовательность в международной политике, полная открытость для мирового сообщества. Стоит напомнить, что с обретением независимости Казахстан добровольно отказался от ядерного оружия, закрыв Семипалатинский полигон, и своими инициативами, направленными на построение безопасного, экологически чистого мира завоевал безупречную репутацию в мире.
Международные эксперты и аналитики давно признали, что казахстанские власти твердо и последовательно воплощают в жизнь реформы, направленные на политическое и экономическое переустройство страны, гуманизацию уголовного законодательства. Для этой цели совсем недавно в Казахстане были приняты новые законы, например, о политических партиях и мирных собраниях. Из этой же серии недавняя инициатива руководства республики — присоединиться ко Второму факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах и отменить смертную казнь в стране. Кстати, до этого в Казахстане семнадцать лет действовал мораторий на высшую меру наказания.
Словом, наивная фальсификация статотчетности уж точно никак не вписывается в картину происходящего в государстве сегодня.
К слову, о статистике. Напомним и такой известный факт. В самый разгар пандемии в Казахстане перешли к учету случаев COVID-19 по новым кодам международной классификации болезней. Заметьте, перешли, прекрасно осознавая, что изменение подходов к учету приведет к ухудшению позиций республики в международном рейтинге заболеваемости и смертности. Зато тем самым власти наглядно продемонстрировали: Казахстану не нужны красивые, но лживые цифры.
«Главное — правильные прогнозы заболеваемости, а также обеспечить прозрачность статистики, — заявили тогда представители республиканского Минздрава. — Это подчеркивает открытую политику нашего государства в готовности совместно противостоять пандемии и изучать ее последствия в тесной связи с международным сообществом».
Президент Касым-Жомарт Токаев не скрывает, что главная цель всех реформ — построить экономически сильное, демократически развитое и сфокусированное на удовлетворение потребностей каждого гражданина «слышащее государство». И первые результаты, в том числе в борьбе преступностью, показывают: Казахстан на правильном пути. «Слышащее государство» — это, по сути, концепция строительства «Справедливого государства». Недостаточно просто слышать и видеть проблемы граждан, главное — правильно и объективно реагировать на них», — уверен президент Токаев. Он считает, что по примеру прогрессивных стран институт полиции должен развиваться на основе сервисной модели, и заявил о готовности Казахстана перейти на такую модель.
Кстати, МВД впервые в истории Казахстана объявило республиканский конкурс детективных произведений «Серт». Конкурс проводится в рамках празднования 30-летия Независимости Республики Казахстан, его основная цель — повышение уровня правосознания и правовой культуры населения и воспитание сотрудников органов внутренних дел в духе беззаветного служения Родине, верности присяге и служебному долгу. Приём ранее не опубликованных детективных произведений будет проводиться оргкомитетом с 1 апреля по 1 мая 2021 года.
Rambler