В Европу через Центральную Азию
В последнее время многие эксперты с тревогой говорят о том, что Китай настойчиво рассматривает возможность «захватить» Европу мирным путем, воспользовавшись слабостью центральноазиатских республик.
Вышедшие из состава СССР, они строят свою политику исключительно на внешних связях. А легкой добычей для огромной Поднебесной делают эти страны, с одной стороны, их собственная малонаселенность, а с другой — богатство подземных недр.
Считается, что бывшие советские республики просто не смогут противостоять давлению со стороны китайской экономики, которая с легкостью готова их если не полностью поглотить, то держать в ежовых рукавицах.
По мнению экспертов, есть несколько причин, по которым напряженность между Россией и Китаем в Центральной Азии может стать неизбежной, равно как и региональное соперничество между ними.
Это прежде всего завышенные ожидания со стороны Кремля, о которых прямо сказал министр иностранных дел РФ Сергей Лавров: «Мы не считаем Китай соперником. Мы являемся стратегическими партнерами, и планы России и Китая в отношении этого региона и в целом в отношении Большой Евразии не противоречат друг другу».
Между тем, как считает российский политолог Александр Храмчихин, Китай медленно, но верно делает шаги в сторону стран Центральной Азии, в том числе Киргизии, Таджикистана и Казахстана, где присутствие гостей из Поднебесной становится год от года все заметнее.
По словам эксперта, возможность Китая построить современный шелковый путь через Азию в Европу подталкивает на различные размышления. Иметь за спиной такого друга, как Китай, для нашей страны может быть рискованно. При мягком захвате Центральной Азии Китай будет дышать нам в спину практически на всей территории Урала, Сибири и Дальнего Востока, предупреждает аналитик. При этом он не исключает и военного вторжения КНР в эти страны, что, с одной стороны, не встретит должного сопротивления, а с другой — вынудит Россию встать на их защиту в соответствии с союзническими договоренностями, и это грозит глобальным конфликтом в регионе.
Тем не менее в качестве основного сценария развития событий рассматривается мирная экспансия КНР в Центральную Азию.
«К середине XXI века Пекин планирует осуществить грандиозный проект «Возрождение великой нации» с возможным расширением границ империи, — заявляет старший аналитик агентства по исследованию рентабельности инвестиций Адиль Каукенов. — Согласно этому плану, уже через несколько лет Китай станет зажиточным обществом с новейшими системами вооружения и экспансия так или иначе будет иметь место, особенно в направлении стран ШОС, в которую входит и сам Китай».
Об усилении китайского влияния в ШОС говорит и доктор политических наук, китаевед Константин Сыроежкин. По его словам, КНР не особо скрывает стремления создать зону свободной торговли внутри организации, что многократно усилит экспансию дешевого китайского ширпотреба на рынки стран Центральной Азии и Таможенного союза.
«В то время, как Казахстан испытывает панический страх перед китайской экспансией, никто не задумывается, что все эти годы РК так и не сформировала линию защиты национальных интересов, — утверждает другой эксперт, директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев. — Казахстан вообще штормит от небывалой любви к Пекину до серьезных опасений из-за усиления его влияния».
А вот мнение эксперта по Центральной Азии, политолога Аркадия Дубнова:
«Куда в первую очередь может двинуться энергетический дракон в лице Поднебесной? В сторону России вряд ли. А вот в Центральную Азию, у государств которой не столь обороноспособная армия и много территории и природных ресурсов, — вполне. Да, пока Китай друг и Казахстана, и Узбекистана, и Туркменистана, но что будет потом, когда китайцы физически не смогут помещаться на территории страны? Учитывая, что не так давно в Поднебесной отменили правило «одна семья — один ребенок», вопрос переизбытка населения приобретает все более острые очертания».
Сергей Волниенко,
Андрей Князев.
Фото: ADOBE STOCK
Rambler