Условием нефтяного соглашения с Беларуси с Казахстаном будет запрет реэкспорта — эксперт
24-25 октября Казахстан посетит президент Беларуси Александр Лукашенко. Один из наиболее заметных вопросов в белорусско-казахстанских отношениях касается поставок нефти. Переговоры по соответствующему соглашению, подписание которого сначала ожидалось в октябре, затянулись до конца года. Позицию Казахстана на нефтяных переговорах с Беларусью, а также ключевые темы переговоров президентов двух стран и перспективы новых совместных проектов в интервью «Евразия. Эксперт» проанализировал главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при президенте Казахстана Вячеслав Додонов.
— Президент Беларуси Александр Лукашенко 24-25 октября посетит Казахстан с официальным визитом. В чем его цель? Каковы ваши ожидания от этого визита?
— Очевидно, основной целью визита будет укрепление двустороннего сотрудничества в экономической сфере (чему будет способствовать также и проводимый в эти дни в Нур-Султане казахстанско-белорусский бизнес-форум), а также обсуждение проблем евразийской интеграции. Помимо традиционной темы активизации двусторонней торговли ожидается предметное обсуждение проблематики промышленной кооперации и подписание ряда соглашений. Кроме того, в ходе визита запланировано открытие нового комплекса зданий белорусской дипмиссии в Нур-Султане.
— 9 октября состоялось заседание межправительственной белорусско-казахстанской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Какие предложения, инициативы есть у казахстанской стороны для расширения сотрудничества?
— В ходе этого заседания были рассмотрены конкретные сферы двустороннего сотрудничества, причем не только экономического характера, но и в области здравоохранения, в культурно-гуманитарной сфере, в области науки, технологий и образования, в сфере космической деятельности.
Если говорить о промышленной кооперации, то заместитель Премьер-министра Казахстана Роман Скляр отметил возможности двусторонней торговли по конкурентным ценам высококачественной обработанной продукцией новых предприятий, созданных в странах в последнее время, а также рост производственной базы для кооперации на основе совместных предприятий — в Казахстане действует свыше 340 юридических лиц, филиалов и представительств с белорусским участием. Производственную кооперацию назвал в качестве приоритета двустороннего сотрудничества и Первый заместитель Премьер-министра Беларуси Александр Турчин, который выделил в числе перспективных такие сферы, как промышленность, сельское хозяйство, транспорт, фармацевтику, медицину и IT-технологии.
На мой взгляд, основным интересом Казахстана в сотрудничестве с белорусской стороной является возможность организации в стране машиностроительных производств, прежде всего — для сельского хозяйства, что позволит как решать задачи диверсификации экономики и опережающего развития обрабатывающей промышленности, так и повышать эффективность деятельности АПК.
— По словам посла Казахстана в Беларуси Аскара Бейсенбаева, в октябре 2019 г. две страны планировали подписать соглашение о поставках казахской нефти в Беларусь. Насколько большие объемы Казахстан готов обеспечить и как будет решаться вопрос с логистикой?
— В конце сентября вице-министр энергетики Казахстана Асет Магауов сказал, что подписание соответствующего соглашения может произойти до конца года, но в то же время отверг возможность его подписания в октябре. Речь идет о поставках нефти и нефтепродуктах в объеме 3,5 млн тонн, из которого половину составит нефть, а остальную часть — темные нефтепродукты, которые также рассматриваются как сырье для дальнейшей переработки.
Предстоит решить ряд технических вопросов, в том числе, выработать механизм реализации обязательств Беларуси по недопущению реэкспорта казахстанской нефти. Также соглашение должно пройти ряд согласований в государственных органах Казахстана и несколько экспертиз (в Беларуси, очевидно, тоже), что потребует времени. И по этой причине его подписание в октябре маловероятно.
— А как в целом сегодня развиваются торгово-экономические отношения между Казахстаном и Белоруссией?
— Товарооборот Казахстана и Беларуси отражает общие тенденции внешней торговли Казахстана со всем миром — в течение 2014‑2016 гг. он снижался, в последующие годы растет. По итогам 2018 г. он составил $681 млн при том, что общий объем внешней торговли Казахстана в прошлом году измерялся $61 млрд, то есть, на Беларусь пришлось 1,1%. В текущем году наблюдается небольшой рост — за восемь месяцев товарооборот составил $477 млн против $470 млн за аналогичный период прошлого года. Говоря о двусторонней торговле, надо отметить, что с Беларусью у Казахстана максимальна относительная величина отрицательного сальдо внешней торговли по сравнению с другими партнерами по ЕАЭС, да и в мире найдется считанное число стран, с которыми столь же сильны дисбалансы внешней торговли. По итогам 2018 г. экспорт Казахстана в Беларусь ($87,5 млн) составил менее 13% от товарооборота, соответственно, 87% — это импорт, который превышает экспорт в 6,7 раза. То есть, двусторонняя торговля с Беларусью отличается сильнейшими диспропорциями не в пользу Казахстана и, очевидно, этот вопрос тоже нуждается в обсуждении в ходе предстоящего визита.
— Что можно сказать о ситуации, которая складывается на инвестиционном рынке двух стран?
— Взаимные инвестиции очень невелики и не отражают потенциала сотрудничества, особенно, с учетом членства стран с общем интеграционном объединении. Накопленные инвестиции всех видов из Казахстана в Беларусь по итогам 1 квартала текущего года составили, по данным Национального банка Казахстана, $111,6 млн, или 0,1% от их общего объема. Накопленные инвестиции всех видов из Беларуси в Казахстан чуть больше — $130,5 млн, что эквивалентно тому же уровню в 0,1% от общего объема накопленных иностранных инвестиций в Казахстан.
Rambler