Уроки краеведения. Что омичи знают о своём регионе
Предстоящий международный форум, на котором будут присутствовать президенты России и Казахстана, вызвал волну интереса к истории города и региона среди омичей.
Если гулять по центру Санкт-Петербурга и спросить у прохожего (обязательно пожилого. — Ред.), как пройти к какой-либо достопримечательности, вас непременно проводят до места и расскажут историю домов, мостов и памятных знаков, попавшихся на пути. Встреча с коренным жителем Петербурга на долгие годы останется в вашей памяти как образец любви к своему городу.
К сожалению, в Омске такого не встретишь, хотя город брендовый, в нём есть что показать. Мы настолько суровы, что не желаем делиться сведениями с незнакомцами, или просто не знаем города, в котором живём, и не имеем представления об истории родного края?
А если родина — весь мир?
Если посмотреть на историю развития краеведения, можно узнать, что в конце XIX — начале ХХ века в школах была такая дисциплина, как родиноведение. Наш земляк, известный просветитель и педагог Николай Потанин говорил, что у каждого сельского учителя обязательно должны быть местный алфавит, местная хрестоматия и местное родиноведение. Предполагалось, что учитель в первую очередь даёт возможность изучать историю улицы и города, которая вписывается в историю страны. В советский период это так и не стало популярным, краеведением больше занимались музейные работники, архивисты, любители истории, экскурсоводы.
По мнению специалистов-культурологов и историков, преподавателей ОмГПУ, сейчас картина постепенно меняется. Краеведением начали интересоваться дети и молодёжь, но это происходит из-за того, что их родители проявляют интерес к истории родного края. Выключенное звено — поколение 20-летних, они ещё не совсем осознают, зачем им нужна история, и не интересуются тем, что не входит в рамки их профессиональной специализации.
К сожалению, вузы формируют космополитов, людей, которые комфортно чувствуют себя в любой точке мира. Эта тенденция появилась в 1990-е годы, сейчас она напоминает несущийся на большой скорости локомотив — её не остановить. Но необходимо понимать, что этот локомотив движется по двунаправленным рельсам: некоторые молодые люди видят своё будущее только за пределами России, это потребители, стремящиеся к комфортной жизни. Другая часть помимо учёбы и работы принимает участие в общественных движениях, форумах гражданских инициатив, и эти ребята понимают, что они ценны не как космополиты, а как носители уникальных знаний, которые необходимо сохранить для будущего.
Замкнутый круг
В образовательном стандарте есть модель выпускника, в ней прописывается, что молодой человек должен любить Родину, придерживаться ценностей, на которых базируется родная культура и Отечество, другими словами, быть патриотом своей страны.
Но вместе с этим в школах и вузах идёт сокращение количества часов на региональную историю. Оказывается, это общероссийская проблема.
Краеведческая составляющая 40-минутного урока истории по нормативам занимает всего две минуты.
Краеведение существует в рамках регионального компонента образовательного стандарта. Это значит, что история малой родины может идти как факультатив или спецкурс. Сегодня краеведение в школе — это боль. По данным опытных педагогов — региональных экспертов по проверке ЕГЭ по истории, сейчас сильно урезаны часы на преподавание истории в школе, а времени на изучение краеведения не осталось вообще. Краеведческая составляющая 40-минутного урока по нормативам занимает всего две минуты. В результате какие знания по истории родного края могут быть у детей? Их нет, кроме как у тех школьников, которые специально готовятся к олимпиадам по краеведению.
В некоторых регионах вводится краеведение через название края: например, пермеведение — его начали преподавать в Пермском крае. А в Санкт-Петербурге с 2019 года введён в школьную программу курс регионалистики, обусловленный тем, чтобы грамотно и правильно подавать информацию об истории Санкт-Петербурга в контексте истории России.
Как рассказала доцент кафедры литературы и культурологии ОмГПУ Светлана Бакулина, краеведческая подготовка омских абитуриентов минимальна. У них не сформированы культура знакомства с местом и возможности вписать его в историю, не развито логическое мышление. Это недостаток школьного образования, который в вузе не исправляется. Лучше подготовлены те абитуриенты, у которых в школе есть музей, и те, кто проходил курс мировой художественной культуры (МХК).
По данным специалистов ОмГПУ, в сибирских регионах существует тенденция уменьшения количества часов культурологии в педагогических вузах, хотя все понимают, что такое интегративное знание необходимо. Эта тенденция впоследствии играет с педагогами злую шутку: учителя, которых в школе обязали вести факультативный курс культурологии, не имеют необходимых компетенций. Как известно, чтобы провести краеведческое занятие, педагог должен сам обладать необходимыми знаниями.
Каким может быть выход, который должен привести к привлечению внимания к истории родного края? Инициатива должна прийти сверху, от правительства страны, которое даст запрос на формирование патриотического знания. На местах же формирование краеведческой культуры должно начаться с детского сада, продолжиться в школе и вузе. Знание истории родного края необходимо.
«Историю родного края нужно изучать с детства. Если мы говорим об образовании, это нужно делать с начальных классов. Можно структурировать так: родиноведение — начальная школа, краеведение — среднее звено, регионоведение и история России, в которых обобщаются знания, — это уже старшие классы школы и вузовская среда, — резюмировала Светлана Бакулина. — Это позволит рассмотреть один и тот же факт с разных позиций. Тогда мы получаем возможность логично, нефрагментарно вписывать историю места в историю страны. Иначе этот процесс бессмысленен — нельзя изучать только фрагменты истории, патриотизм это не сформирует».
Дополнительное обучение
«На сегодняшний день краеведение в школе присутствует как внеурочный компонент либо в формате факультатива, элективного курса, научно-исследовательской деятельности, — рассказала декан факультета истории, философии и права ОмГПУ Елена Черненко. — Если мы говорим о базовом курсе учебного плана школы, то в отечественной истории региональный компонент прописан как дополнительный. Учитель может использовать его, но если не хватает времени, материал не берётся для изучения.
В результате краеведение в курсе истории присутствует в качестве рекомендательной характеристики, но, как правило, школьным учителям не хватает ни сил, ни времени, чтобы подать качественно эту информацию. Однако в системе образования есть ряд структур, которые поддерживают школы в плане изучения истории родного края: музеи, научные общества учащихся (НОУ), землячества и пр. В Омской области активно поддерживаются региональные краеведческие проекты, конкурсы и олимпиады».
История должна быть живой
«Историю нельзя преподавать скучно, пресно и отталкивающе. История должна быть живой, в форме форума и частичного погружения, — сказал руководитель Центра интеллектуального и творческого развития «Ноосфера», творческого объединения «Сказ» Юрий Тетерин. — Мы проводим занятия по краеведению в форме интерактивных боёв. В 2018 году было организовано 24 боя. Практика показала, что это очень эффективная форма. Занятие проходит в компьютерном классе школы, дети делятся на команды и соревнуются в количестве правильно данных ответов по истории Омска и области. Лидеры получают свои заслуженные высокие баллы по истории и обществознанию в классный журнал. Часто встречаются дети, которые просто загораются историей родного края, как губка впитывают сведения.
Мы готовы говорить о создании региональной краеведческой онлайн-олимпиады, но не такой, какие проходят сейчас — по одному-два человека от каждой школы, а с вовлечением максимально возможного количества детей. Команды пройдут два этапа: внутришкольный и региональный».
Нет преемственности
«От школы в плане преподавания краеведения я ожидала большего. В детском саду была заложена великолепная база, детей знакомили с Омском не только теоретически — были экскурсии в те места города, о которых шла речь. К примеру, ребятам сначала рассказали о пожарной части, а после сводили туда — дети примерили экипировку, полазили по пожарной машине, посмотрели памятник пожарным, погибшим при исполнении своего долга. Такие события надолго сохраняются в памяти.
В начальной школе, как мы поняли, подготовка по краеведению весьма слабая, ожидания детей и родителей не оправдываются, так как один-два урока по истории и культуре родного края в месяц — это очень мало. Родители вынуждены брать на себя краеведческую подготовку — рабочую тетрадь по окружающему миру заполняем всей семьёй, в школе её практически не касаются. Считаю, что такой подход неприемлем», — говорит Кристина Клапотовская, мать младшего школьника.
Rambler