«Стройотряды, песни, дружба и недостатки»: чему научил и чем раздражал известных челябинцев комсомол
Фото:
74.ru
Комсомольцы были в каждой семье
29 октября исполняется 100 лет с момента образования комсомола — самой массовой молодёжной организации СССР. Современное поколение вряд ли с ходу расшифрует аббревиатуру ВЛКСМ. Между тем комсомольскую школу прошли более 200 миллионов юношей и девушек нашей страны. На Южном Урале в 80-е годы значки этой организации носили полмиллиона человек. Известные челябинцы рассказали 74.ru, чем им запомнилось то время, что дал комсомол, чем раздражал и чему научил.
Строил фермы и комплексы
На третьем курсе института студент Андрей Косилов возглавил стройотряд, в котором трудилось около 800 человек. Строили фермы и зерноочистительные комплексы, ремонтировали животноводческие предприятия.
— В моей жизни стройотряд сыграл очень важную роль. Мы выполняли работу, сравнимую с объёмами крупного стройтреста, — вспоминает гендиректор компании «Равис» Андрей Косилов. — Работали везде — от Казахстана до севера Свердловской области, Башкирии, в Курганской области и, конечно, на Южном Урале. В мае уезжали, в сентябре заканчивали. За два-три сезона многие ребята зарабатывали на автомобиль. Я тоже первую машину купил на стройотрядовскую зарплату. А ещё за организацию работы в стройотрядах меня наградили орденом «Знак Почёта». Согласитесь, для пацана в 20 с небольшим лет получить орден — отнюдь не рядовое событие.
На первую машину Андрей Косилов заработал в стройотряде
Потом работал секретарём комитета комсомола института, тогда вузовская организация насчитывала 3200 членов ВЛКСМ. По словам Андрея Косилова, на идеологической работе молодёжь не зацикливалась. Старались заниматься тем, что всем интересно. Например, начали проводить КВН и конкурсы студенческих талантов. Устраивали дискотеки в холле третьего этажа, прямо над кабинетом ректора.
— После одной из дискотек ректор Василий Бледных пригласил меня утром зайти к нему в кабинет, — рассказывает наш собеседник. — Захожу, смотрю — а там люстры на полу валяются. Так хорошо накануне отплясывали студенты. Но ничего — дискотеки не запретили.
Андрея Косилова приглашали перейти на работу в ЦК ВЛКСМ, но уехать в Москву он отказался.
— Предпочёл аспирантуру. Это была моя детская мечта — стать учёным, пойти по стопам своего отца — профессора и доктора наук, — объясняет он. — Сдал кандидатский минимум, сделал 10 изобретений. Правда, потом снова ушёл на общественную работу.
По словам Андрея Косилова, комсомол был серьёзной школой самореализацией и развития, становления навыков управления, воспитания кадров и так далее.
— Комсомол — это та история, от которой никогда не откажусь, — отмечает он.
Получила лидерский опыт
Сенатор Совета Федерации от Челябинской области Ирина Гехт была председателем школьного комитета комсомола.
Ирина Гехт была комсомольской активисткой
— У каждого из нас свой комсомол. Для меня это прежде всего школа лидерства, — отмечает она. — Комсомол научил меня принимать решения и отвечать за их результаты, не пасовать перед трудными задачами, находить общий язык с людьми, понимать их.
По словам Ирины Гехт, работа в молодёжной организации позволила приобрести ценный опыт, который пригодился и в карьере, и в жизненных ситуациях.
— И, конечно, комсомол дал мне огромное количество людей, чей дружбой я дорожу до сих пор, — говорит Ирина Гехт.
Пострадал за любовь
В юности Семён Мительман жил в Миассе. Всегда активно занимался общественной деятельностью — руководил сначала городским пионерским штабом, потом комсомольским.
— Однажды летом в нашей области проходил всероссийский семинар. Съехались активисты со всей страны. Соревнования, конкурсы, газеты выпускали — скучать некогда было, спали по два часа… — вспоминает вице-спикер Законодательного собрания Семён Мительман. — Я учился играть на гитаре, сочинял стихи, пробовал писать песни.
ЦК ВЛКСМ призывал раньше думать о Родине, а потом о любви
Приехав на этот семинар, девятиклассник Семён сочинил песню: «Мы романтики, мы мечтатели, приключений вечных искатели…» За один день она стала популярной, разошлась по всем лагерю. Корреспондент областного радио взял у Мительмана интервью, что для школьника было настоящей минутой славы. Юным поэтом заинтересовалась инструктор ЦК комсомола из Москвы.
— Она спросила, как давно я сочиняю, попросила показать другие стихи и песни, — рассказывает Семён Мительман. — Я достал блокнотик маленький, отдал ей. А там было очень много стихов про любовь и всего одна патриотическая. «Как тебе не стыдно!» — удивилась инструктор ЦК комсомола. Ты комсомолец, в девятом классе учишься, какая любовь может быть? Надо больше внимания уделять патриотизму.
Всё это произносилось на полном серьёзе. По словам Семёна Мительмана, этот воспитательный момент надолго отбил у него охоту сочинять песни.
Боролся с недостатками
Известный челябинский краевед, координатор группы «АрхиСтраж» Юрий Латышев, как и все школьники, вступил в комсомол в седьмом классе.
— Но ни в школе, ни в университете в Свердловске, меня, честно говоря, комсомол не сильно волновал. Мне это было не интересно, — признаётся Юрий Латышев. — На комсомольских собраниях сидел тихо, читая какую-нибудь книжку. Запомнился только один весенний сбор металлолома. Очень мы хотели занять первое место, но не смогли.
Юрий Латышев с молодости боролся за правду
Интерес к общественной деятельности возник, когда он уже работал в институте лакокрасочной промышленности. Юрий Латышев возглавил так называемый «Комсомольский прожектор».
— Мы ходили в рейды, смотрели где, что нарушается, делали стенгазету, — вспоминает нынешний градозащитник. — В общем, боролись за правду и справедливость — выявляли и бичевали недостатки окружающей действительности.
Также Юрий Латышев организовал клуб книголюбов. Это, конечно, не совсем комсомольская работа, но тогда все было под эгидой комсомола или партии. В итоге за активную деятельность Латышеву даже разрешили оставить на память комсомольский билет. Обычно его надо было сдавать в архив.
Наладил международные связи
Комсомольская юность основателя фирмы «Тургид» Алексея Мешина прошла в Магнитогорске.
— Я не жил в палатке «с зелёным оконцем, промытой дождями, просушенной солнцем». Но застал интересное время. Оттепель 60-х годов согревала наши души, комсомольская романтика зажигала сердца. Страна поднимала целину, строила домны, рвалась в космос. Тогда комсомолки были моложе, водка дешевле, вода мокрее, — улыбается он.
Алексей Мешин работал на кафедре русского языка Магнитогорского пединститута, хотел стать лингвистом и литератором. Но судьба распорядилась по-другому. Мешина позвали на комсомольскую работу. Левобережный райком комсомола, Высшая комсомольская школа в Москве, конференция, и вот он уже второй секретарь горкома комсомола Магнитки.
Алексей Мешин наставлял африканцев на путь истинный
— В комсомольской школе вместе с нами учились молодые коммунисты из Европы, Азии и Африки. Познавали марксистскую теорию построения социализма в отдельно взятой стране. За каждым советским слушателем закрепили студентов капстран для воспитания их в коммунистическом духе, — вспоминает Алексей Мешин. — Мне достались ребята из Бурунди. Африканская страна была раньше французской колонией. Все они говорили на французском, только один студент изъяснялся по-английски. Я тогда не блистал знанием иностранных языков. Мне в помощь дали переводчицу Алису из Голландии, и мой английский стал сносным — освоил разговорный, стал читать детективы. Вдвоём с Алисой и наставляли мы бурундийцев «на путь истинный».
Позже Мешин узнал любопытную подробность: глава делегации был сыном короля Бурунди. После окончания учёбы он должен был приехать на родину и свергнуть отца. Интернета и мобильных телефонов тогда не было. Чем все кончилось на самом деле, Алексей Мешин так и не знает.
После горкома комсомола он работал в горкоме и обкоме партии. Во времена распада СССР создал турфирму «Тургид».
— Пролетел фанерой над Европой, Азией и Америкой, посетил 60 стран, посмотрел мир, мир поглядел на меня, — рассказывает Алексей Мешин. — 20 лет преподавал туризм в ЧПИ, сейчас тружусь в Южно-Уральском колледже. Стал литератором, пишу книги, издаю методические материалы по работе. Но по-прежнему сохраняю в сердце комсомольский огонёк вечной молодости.
Заработал на «ужастиках»
Генеральный директор Челябинского государственного концертного объединения Алексей Пелымский в институте культуры отвечал за стройотряды. Ребята решили поработать по будущей профессии и сколотили бригаду, которая официально называлась творческой группой «Каприз».
— Это были будущие музыканты, хореографы, артисты и танцоры. Мы взяли автобус и устроили чёс по Челябинской области. Днём давали концерты, я там тоже что-то пел и танцевал. Вечером показывали кино, — вспоминает Алексей Пелымский. — Кстати, молодые хореографы Потаповы, которые тогда выступали с нами в сельских клубах, сегодня известны на международном уровне.
Алексей Пелымский культурно нёс «ужастики» в народные массы
Вход на концерт стоил от 50 копеек до рубля, приходило обычно человек 30–40. В общем, особых доходов не было. Но в то время, в 90-е годы, только-только появились видеомагнитофоны. Студенты нашли модный аппарат и кучу фильмов-ужастиков с гнусавым переводом. Это и стало залогом коммерческого успеха.
— Когда в деревню привозили видеомагнитофон, и наш оператор Сережа Батенёв включал фильм, клуб на 400–500 человек набивался битком. Билеты по рубль пятьдесят никого не смущали. Приходили и стар, и млад. Забыть не могу бабушку, которая трясущимися руками долго считала копейки — мы её потом бесплатно пустили, — рассказывает Алексей Пелымский. — Основной доход мы тогда на видеофильмах и сделали. Получили по 1500 рублей на человека. Это были бешеные деньги по тем временам! Хлеб стоил 20 копеек, стипендия — 30 рублей.
Для того чтобы не допустить беспорядков, студенты придумали такую штуку. Последний видеосеанс ужастиков начинался в 22 часа. Когда фильм заканчивался, в фойе выключали свет, и народ выходил в полной темноте. Все шли тихо-тихо, молча разбредались по домам. Никаких драк и пьянок, чему местные власти тоже были рады.
Дней 20 бригада института культуры колесила по области, побывала в самых разных уголках. Но однажды они попались на глаза комиссии из Министерства культуры. Никаких разрешений на подобную самодеятельность не было, и ребята от греха подальше вернулись домой.
— Позже комсомол много критиковали, возможно, справедливо. Но сейчас он вспоминается как время, в которое прошли твои молодые годы, — говорит Алексей Пелымский. — Комсомол тогда был могучей силой. Думаю, что через какое-то время мы вновь вернёмся к созданию молодёжной организации. Пусть она будет называться не комсомолом, а как-то по-другому, но объединяет людей.
Работала с пионерами
Председатель комитета по информационной политике регионального Заксобрания Марина Поддубная говорит, что комсомол действительно дал ей путевку в жизнь. После окончания института она вернулась в родную школу в Копейске. Её избрали председателем совета молодых учителей.
Марина Поддубная (вторая справа в первом ряду) была последним главным пионером Южного Урала
— Когда поняла, что мне тесно в одной школе, начала работать на город. Потом была секретарём по учащейся молодёжи горкома комсомола, — вспоминает Марина Поддубная. — Мне повезло, что тогда начались выборы на демократической основе. Избрали меня из трёх кандидатур.
Ещё ей запомнились выборы последнего председателя областного совета пионерской организации — на этот пост избирали комсомольцев, работающих с учащимися. Вместе со взрослыми свое слово должны были сказать сами пионеры.
— Детей в принципе обмануть невозможно, они всё чувствуют, любую фальшь. Всё было как-то по-честному, тебе всегда могли в лицо сказать, что о тебе думают, — говорит депутат Заксобрания. — А главное, что дал комсомол, — друзей, школу человеческого общения, лидерских качеств, ответственности, управленческих навыков. То есть практически всё.
По словам Марины Поддубной, сейчас многие комсомольцы, с кем она работала, разбросаны по стране. Но они не потеряли ни дружбы, ни человеческих отношений.
Ушёл в последний момент
Без пяти минут комсомольцем оказался главный редактор газеты «Южноуральская панорама» Андрей Трушников.
— В моей жизни комсомол не случился по собственной воле. Я уже стоял у дверей, за которыми шло собеседование. Стоял без принуждения, большая часть класса туда вовсе не пошла, за окном был 90-й год. Я пошёл, — вспоминает Андрей Трушников.
Андрей Трушников (слева в первом ряду) так и не примерил комсомольский значок
К тому времени школьник-активист входил в городской комсомольский штаб, катался с ним по стройотрядам и участвовал в благотворительных ёлках.
— Значок с Лениным как бы был очевиден, — размышляет Андрей Трушников. — И я пошёл, но, когда пришло моё время заходить на собеседование, развернулся и ушёл. Вспомнил замечание провожающей в школу мамы: «Ты уверен, что этого хочешь?». Я был совсем не уверен, потому и ушёл.
А через год в городском комсомольском штабе уже не было ни одного комсомольца…
В 1918 году на Всероссийском съезде союзов рабочей и крестьянской молодёжи создан Российский коммунистический союз молодёжи (РКСМ). В 1924 году организации присвоили имя Ленина, а в 1926-м названию добавили слово «всесоюзный». Получился ВЛКСМ — Всесоюзный Ленинский коммунистический союз молодёжи. Комсомол распался одновременно с СССР. 27 сентября 1991 года XXII чрезвычайный съезд ВЛКСМ объявил о самороспуске организации.
Читать ещё •••
Rambler