«Случаются удивительные вещи» — российский врач о том, что видел в больнице в Казахстане
Пульмонолог из России Евгений Попов
— В чем заключается ваша работа в Казахстане?
— В первую очередь, это организация консультативной помощи. У нас есть опыт работы в Российской Федерации, не только в Москве и Московской области, мы знаем, как организована работа в других регионах, и готовы поделиться опытом.
Во-вторых, это методологическая помощь тоже, потому что нужно объяснить, как обезопасить персонал, уменьшить расход материалов, СИЗов (средств индивидуальной защиты — Sputnik), как рационально использовать фармакотерапию для разных больных.
Но основное — это консультативная помощь, потому что в Казахстан приехали все специалисты-практики.
Позднее обращение к врачу приводит к неблагоприятному прогнозу – реаниматолог
— Как проходит ваш рабочий день?
— Мы создали общий чат с врачами отделений. Заведующий отделением определяет, какие больные на первом месте — необходимо посмотреть или проконсультировать, поменять терапию или сделать какие-то дополнительные назначения. Мы консультируем этих больных.
©
Sputnik / Абзал Калиев. Больница, где в настоящее время работает пульмонолог из России Евгений Попов
Если мы идем в первый раз в отделение, то консультируем всех подряд и уже определяем, какие пациенты требуют коррекции терапии или пациенты, которых можно уже отправлять на выписку.
Хотя казахстанские врачи, конечно, это и сами знают, но иногда нужно второе мнение, чтобы сказать, что их действия оправданы.
— Как оцениваете работу казахстанских коллег?
— На уверенную «четверку» — в тех местах, где я был. На «пятерку» трудно кого-то оценить. Во время наплыва пациентов и просто в сложных условиях физически тяжело работать врачам. Но по большей части нам приходится вносить в лечение лишь небольшую коррекцию.
Врачи в Казахстане тоже опытные, они предметно знают, что делать. Просто, как я уже говорил, иногда дополнительно нужно второе мнение.
Поэтому я считаю, что все специалисты, с которыми мы общались здесь, особенно которые работают с тяжелыми больными, имеют достаточный опыт.
Есть некоторые моменты, которые и в наше понимание этой болезни привносят что-то новое. Мы тоже постоянно чему-то учимся, читаем литературу.
Я считаю, что медики в Казахстане представлены вполне достойно.
Алматинские врачи спасли женщину с 96-процентным поражением легких
— В Алматы на днях выздоровела женщина с почти полным поражением легких. В вашей практике такое часто происходит?
— Около 4-5 пациентов с 80% поражением легких и выше сейчас стабилизировались. За период, когда мы уже начали работать в этой больнице (в Городском центре фтизиопульмонологии — Sputnik) в течение недели больные вышли из крайне тяжелых в стабильные. И перспектива очень хорошая. Не только в Алматы это делают, но и здесь тоже.
©
Sputnik / Абзал Калиев. Пульмонолог из России Евгений Попов с коллегами (крайний справа)
Мы видим иногда просто удивительные вещи. Один пациент лежал довольно долго, он сам — врач-травматолог. У него был очень большой процент поражения, но буквально на глазах он встал на ноги, и его выписали с минимальным выявлением дыхательной недостаточности при (первоначальном) поражении около 95%.
— Что будет осенью? К чему нужно готовиться уже сейчас?
— Нужно понимать, что коронавирусная инфекция не закончится, но она найдет свое место, как большинство вирусных заболеваний.
К этому времени большая часть населения переболеет, многие — в бессимптомной или легкой форме. Сложность будет лишь в том, что нужно будет дифференцировать.
Сейчас у нас нет вирусных инфекций другого плана. А в октябре, когда будет похолодание, это может совпасть. Нужно будет правильно разграничить и диагностировать эти два заболевания, потому что это будет важно в плане лечения.
А вторая или третья волна коронавируса — такого уже не будет.
Прием жира при коронавирусе может навредить
— Можно ли в таком случае прививаться от гриппа на фоне пандемии коронавируса?
— Профилактическая вакцинация должна проводиться, причем в установленные сроки. Эпидемия гриппа начинается ближе к концу года. Вакцинация — в сентябре-октябре.
Иммунитет развивается в течение нескольких месяцев, ответ должен совпадать с пиком заболеваемости.
— Сейчас появилось много «альтернативных» способов борьбы с коронавирусом. Широко распространилось мнение, что курящие люди переносят коронавирус легче — некоторые казахстанцы начали курить, чтобы защитить себя. Насколько это оправдано?
— Как пульмонолог я не могу такого сказать. Сам табак, никотин является активатором тромбоцитов, он усиливает тромбообразовнаие. Я бы не утверждал, что курильщики болеют легче или не заболевают. Это все на фоне мифологии — также, как и с алкоголем. Алкоголь не защищает и не лечит от коронавируса.
Переболевшим коронавирусом советуем пить кумыс и шубат – пульмонолог
— А как начет кумыса или саумала?
— Мы пробовали, это вкусно, наверняка полезно. Но действующих веществ, которые могли бы защитить от коронавируса, в кумысе и саумале нет.