Следуя по пути Абая
«Я с утеса кричал, Мне простор отвечал — Отвечали горы и дол. Но услышав звук, Я искал вокруг: Как, откуда тот звук пришел? Был все тот же утес иной, — Отклик есть, но отклик пустой…»
Абай Кунабаев.
Под конец лета в 1845 году на склонах гор Шынгыстау в семье зажиточного казаха Кунанбая Ускенбаева родился мальчик. Отец дал сыну имя Ибрагим, но мать Улжан и бабушка Зере называли его по-своему — Абаем, что означает «осмотрительный, осторожный, вдумчивый». С тех пор и окружающие стали так же обращаться к мальчику. Под этим именем сегодня, спустя 175 лет, его знает весь мир — как великого казахского поэта и мыслителя Абая Кунанбаева.
Восточный Казахстан стал родиной многих ярких представителей казахского народа — Абая Кунанбаева, Шакарима Кудайбердиева, Мухтара Ауэзова. Именно в Семее зародилось течение Алаш, и именно Семей называют культурной столицей Казахстана.
В этом году к городу приковано особое внимание. К юбилею Абая были проведены ремонтные работы в музее, были облагорожены улицы, появился новый памятник, на котором поэт изображен вместе со своими сыновьями Акылбаем и Турагулом.
«Великий Абай — не только гордость нашей страны, но и гений мирового масштаба. Это личность, которая смогла постичь всю глубину духовного мира казахского народа. Его стихи и слова назидания глубоко отражают наше национальное бытие. Абай, являющийся основоположником нашей современной литературы, оставил яркий след в истории страны. Его произведения не теряют актуальности уже более века. Они по-прежнему служат духовной пищей для всех нас. Богатое творческое наследие поэта — достояние казахского народа и всего человечества», — сказал на церемонии открытия памятника президент Касым-Жомарт Токаев.
Первый в истории Казахстана литературно-мемориальный музей был создан в Семее по предложению Мухтара Ауэзова, перу которого принадлежит всемирно известный роман-эпопея «Путь Абая». Музей распахнул двери для посетителей 16 октября 1940 года в особняке Анияра Молдабаева, который был одним из воспитанников Абая. А в 1967 году этот исторический центр переезжает в здание бывшего дома купцов Ершовых.
«Накануне 150-летия Абая было принято решение о расширении нашей музейной экспозиции, о реорганизации всего музея. Наш музей был укрупнен и превращен в музей-заповедник. На баланс нашего музея было перенесено здание медресе, в котором учился Абай. Конечно же, оно имеет очень большое историческое значение. А еще именно на крыше медресе в 40-е годы было найдено 250 книг этого медресе и все они тогда были переданы в наши фонды. Там есть произведения восточных классиков, которые читал и почитал Абай. Первые его произведения были написаны, когда он учился в медресе, это были первые пробы пера», — рассказывает заместитель директора музея Абая Мейрамгуль Кайрамбаева.
Фонды музея составляют около 21 тысячи экспонатов. По словам руководства музея, особая гордость — это вещи, касающиеся непосредственно Абая, часть из них поэт лично передал в 1885 году через своего друга Н. И. Долгополова в краеведческий музей Семея. Затем уже после организации музея Абая в 60-е годы эти экспонаты были переданы сюда.
«Конечно же, большой ценностью для нас является его единственная рукопись — это письмо Абая сыну Магауе 1896 года. Оно найдено было сравнительно недавно — в 2000-е годы и является очень ценным нашим экспонатом. Конечно, к ценным экспонатам мы относим и фотографии Абая. Мы знаем, что до настоящего времени дошло всего 2 фотографии Абая –1896 года, где он снят с двумя своими сыновьями — Акылбаем и Турагулом, и фотография 1903 года, где он снят вместе со своей семьей», — говорит Мейрамгуль Кайрамбаева.
К слову, письмо Абая к сыну нашлось совершенно случайно. В 1998 году известный казахстанский историк Амантай Исин переводил рукописи Мусахана Азильбаева на кириллицу, и из тетради случайно выпал листок. После его прочтения выяснилось, что это письмо поэта сыну Магауе, датированное 1896 годом.
«Это единственный автограф Абая, написанный его рукой. В начальных строках письма он спрашивает о делах в ауле, а затем посвящает стихотворение. Это стихотворение тоже ранее не было опубликовано. Кроме того, в этом письме упоминается имя Шакарима. Мы думаем, может быть, поэтому письмо было позднее сдано в фонд музея Абая. Потому что в то время Шакарим был под запретом, только в годы независимости мы вернули это имя, потом он был реабилитирован, и теперь письмо все могут читать в подлиннике», — отмечает заведующий отделом абаеведения и литературы новой эпохи института литературы и искусства имени М. О. Ауэзова, профессор Серикказы Корабай.
Особо значимым экспонатом музея является и копия письма Абая брату Халиулле. Оно было найдено в Ленинградском архиве и было привезено сотрудниками музея в 70-е годы прошлого века.
После ремонтных работ посетители музея могут не только увидеть экспонаты, но и с помощью современных технических средств ощутить дух времени, в котором жил Абай, услышать, как звучат национальные музыкальные инструменты, слова назидания, получить бата — благословение поэта. На тач-экранах собрана обширная информация о самом мыслителе, о его потомках, о его творчестве и философских работах. Залы «Детство поэта», «Становление поэта», «Творчество поэта», «Поэтическая школа Абая», «Семья», «Слова назидания» повествуют об основных этапах жизни и творчества гения.
А непосредственно дом, где жил и творил поэт, можно увидеть, посетив местечко Жидебай, оно находится в 180 километрах от Семея. Когда-то это была зимовка отца Абая — Кунанбая Ускенбаева. Он передал ее сыну Оспану, после смерти которого здесь поселился Абай. Абай по закону аменгерства женился на вдове Оспана Еркежан, и построил новый дом по собственному проекту. По словам очевидцев, зимовку не раз поджигали и разрушали, но после восстанавливали, а к 100-летию Абая в 1945 году она была реорганизована в дом-музей.
«Надо говорить о том, что последние годы жизни Абай посвящает себя полностью творчеству. Об этом свидетельствует то, что почти половина произведений, которые до нас дошли — это произведения, созданные им в последние 10 лет его жизни. Более 20 из 45 слов назиданий написаны именно в Жидебае в последние годы жизни. И мы всегда говорим о том, что именно жидебайский период — это особый плодотворный период его жизни», — рассказывает заместитель директора музея.
В доме воссоздана атмосфера того времени, в котором жил и творил Абай. Любимая комната поэта — рабочий кабинет, на письменном столе лежат рукопись, перо и книги. В гостиной пол устлан коврами, сотканными местными мастерицами, в центре — столик с национальной посудой, на стене старинный музыкальный инструмент — кобыз. В спальне — кровать, ортопеды ее бы одобрили: у головы и к ногам она приподнята, казахи считали, что это полезно для кровообращения.
Столовая слева от входа. В ней печь с куполообразным верхом, который защищал от пара и копоти. Коптильня, к слову, расположена у входа в дом. На улице можно увидеть и деревянные повозки — летний и зимний варианты.
Похоронили поэта здесь же, в Жидебае. Он не выдержал страшных ударов судьбы — смерти двух своих детей, и ушел из жизни, не дожив до полных 60 лет.
«Последние годы жизни Абая — это большая драма, трагедия. Одного за другим он теряет двух сыновей — Абдрахмана и Магаую. И эта трагедия настолько глубоко влияет на душу Абая, что он уходит из жизни надломленным. С душой, которая теряет силы. И поэтому в его поэзии появляются скорбные мотивы, темы трагедии, мотивы иллюзорности, бренности жизни. Жизнь — как сон, жизнь быстро проходит. После смерти сыновей он пишет около 20 заплачек — по-казахски — жоктау. Это большие песенные творения, в которых он оплакивает смерть своих сыновей. К сожалению, в этот период на него обостряются атаки целого ряда волостных, баев, в том числе родственников, которые были недовольны действиями Абая, тем, что он защищает народ, простых людей. Абай ушел из жизни, отказавшись от жизни. Он отвернулся просто от жизни», — считает писатель, доктор филологических наук, профессор Аслан Жаксылыков.
Абая похоронили рядом с братом Оспаном. Позднее здесь же был похоронен его племянник и талантливый ученик Шакарим Кудайбердиев. К 150-летию поэта на месте захоронения был воздвигнут мемориальный комплекс «Абай-Шакарим», архитектором которого является Бек Ибраев. Комплекс выполнен из белого мангистауского известняка-ракушечника. Платформа состоит из трех ярусов — трех уровней Вселенной по мифологии казахов. Нижний ярус — черный, он обозначает подземный мир, средний — красный — это жизнь на Земле и верхний — белый — высший мир духов и Аллаха. Высота башни, где похоронен Абай — 32,5 метра, башни, где погребен Шакарим — 31,5 м. Купол монумента над могилой Абая напоминает тюбетейку, поэт очень любил этот головной убор. Шакарим предпочитал борик — казахскую меховую шапочку, ее очертания можно разглядеть над его погребением.
В центре комплекса находится амфитеатр — внизу сцена и сверху вокруг места для зрителей. Здесь поэты состязаются в чтении стихов, проводятся культурные мероприятия.
Тихо журчат степные речушки, о чем-то шепчет, волнуясь на ветру, степной ковыль, величественно хранят тайны отроги Шынгысских гор. Они видели немало на своем веку, были свидетелями грандиозных событий. И кто знает, что увидят в будущем. Возможно, эта земля подарит казахам еще немало талантливых сынов, но имя Абая уже увековечено. Он словно яркий метеор, осветивший своим гением Землю. Мелькнул, но не исчез, а горит, давая людям направление и надежду.
Rambler