«Шанхайская семья» расширит сотрудничество своих бизнес-объединений
Фото:
Парламентская газета
В 2017 году полноправными членами Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) стали Индия и Пакистан — повышение их статуса с уровня стран-наблюдателей усилило внимание к торговому сотрудничеству в рамках «Большой евразийской восьмёрки». Перспективы продвижения деловой повестки в ШОС, работа в которой остаётся одним из приоритетов внешней политики России, станут темой отдельной дискуссии на ПМЭФ-2018.
Какие форматы взаимодействия в рамках работы ШОС могут быть востребованы в самое ближайшее время, «Парламентской газете» рассказал председатель Комитета Совета Федерации по экономической политике Дмитрий Мезенцев.
— Дмитрий Фёдорович, последнее время значимость торгово-экономической повестки ШОС заметно возросла. На ваш взгляд, с какого момента это стало происходить?
— С первых дней создания организации экономическое взаимодействие было в сфере постоянного внимания «шанхайской семьи». Но с момента вступления Индии и Пакистана это стало одним из приоритетов ШОС. Изначально страны — основательницы организации приоритетом видели региональную стабильность, обеспечение взаимодействия с такими реальными угрозами, как сепаратизм, экстремизм, терроризм, незаконный оборот наркотиков и оружия, незаконная миграция. Но при этом экономическая повестка последовательно набирала силу и получала поддержку других стран.
Торгово-экономическая повестка — это не просто стремление и позиция стран ШОС, это практика, к которой наши страны переходят.
Замечу, что один из первых взаимовыгодных документов организации, который очень тщательно готовился и был подписан шестью странами — основательницами ШОС, — это соглашение об организации международных автоперевозок (ратифицировано РФ в ноябре 2015 года. — Прим. ред.). Оно вводило для стран ШОС новую правовую основу, нормативно-правовую базу, юридический категориальный аппарат и утверждало маршруты движения грузового автотранспорта по глобальному транспортному коридору Китай — Европа. Значение этого документа очень важно для повышения устойчивости региональных рынков, для транспортной мобильности товаров как ответ на быстрый запрос покупателя. Это был первый удачный пример, который показывал, что торгово-экономическая повестка — это не просто стремление и позиция стран ШОС, это практика, к которой наши страны переходят.
— Что изменит повышение статуса Индии и Пакистана со стран-наблюдателей до полноправных членов ШОС?
— Это, конечно же, предопределяет новое качество взаимодействия стран организации. Необходимо вырабатывать новый почерк торгово-экономического сотрудничества — с учётом огромного потенциала Индии и Пакистана открываются новые возможности для выстраивания такой модели, которая не только будет лишена ненужной контрпродуктивной конкуренции, но и позволит сочетать поддержку совместных крупных проектов.
При этом не надо думать, что проектами ШОС могут быть только те, в которых участвуют страны «Большой евразийской восьмёрки». Вряд ли такой подход реалистичен. А вот сочетание различных форматов участия стран ШОС в формировании экономической повестки, анализ успешности хода реформ в странах организации и представление этого анализа членами ШОС друг другу, а также более широкое сотрудничество бизнес объединений (причём не только крупного, но и малого, и среднего бизнеса) представляются очень значимыми. Полагаю, что в ближайшее время ШОС будет расширять такую практику взаимодействия.
— Какие факторы влияют на формирование деловой повестки ШОС?
— Это, конечно же, расширение состава ШОС. Оно произошло после саммита в Уфе в 2015 году, который прошёл под председательством Президента России Владимира Владимировича Путина, — это был глобальный прорыв в расширении организации. Тогда же Азербайджан, Белоруссия, Армения, Непал и Камбоджа вошли в состав «шанхайской семьи». Другое внешнее обстоятельство, которое нельзя не учитывать, — поведение на международной арене США. Это определённое небрежение с их стороны принципами международного права, практикой и правилами ВТО, а также стремление Америки достигать своих приоритетных целей за счёт других стран, даже за счёт ближайших союзников.
Полагаю, торгово-экономическое взаимодействие как один из главных приоритетов ШОС будет всё более масштабным и глубоким.
— Можно ли подключить международные финансовые институты к реализации проектов на пространстве ШОС?
— Обсуждение перспектив создания банка ШОС и фонда развития ШОС продолжается. В какойто мере удовлетворять потребность в финансировании крупных проектов на пространстве организации призваны Азиатский банк инфраструктурных инвестиций и Евразийский банк развития со штаб-квартирой в Казахстане. Убеждён, что все предложения по финансированию крупных проектов, инициируемые странами ШОС, будут получать необходимую поддержку этих структур. Главное, чтобы они были тщательно проработаны и актуальны.
Торгово-экономическое взаимодействие как один из главных приоритетов ШОС будет всё более масштабным и глубоким.
— Вы продолжительное время возглавляли Деловой совет ШОС. Как, по-вашему, возрастёт ли роль совета, который, являясь неправительственной структурой, объединяет наиболее авторитетных представителей бизнес сообщества стран организации?
— Деловой совет, как и Межбанковское объединение ШОС, доказал свою востребованность, свою результативность. Важно, что председатель совета на ежегодных встречах глав правительств государств — полноправных членов и страннаблюдателей ШОС делает доклад, который позволяет лучше понять запрос бизнес сообществ. И, подводя итоги своих встреч, главы правительств всегда учитывают мнение Делового совета. Безусловно, его роль будет усиливаться вместе с расширением торгово-экономической повестки «Большой евразийской восьмёрки».
Справка
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) была создана 15 июня 2001 года в Шанхае. В неё входят Россия, Китай, Индия, Пакистан, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. Афганистан, Белоруссия, Иран и Монголия — страны наблюдатели.
Ежегодно в рамках работы организации проходят заседания Совета глав государств-участников и Совета глав правительств стран ШОС. Действует Деловой совет ШОС, объединяющий наиболее авторитетных представителей бизнес сообщества стран «Большой евразийской восьмёрки».
В 2018 году саммит глав государств ШОС состоится в начале июня в Циндао (Китай).
Rambler