Пять президентов выгнали НАТО с Каспия
Фото:
© Александр Рюмин/ТАСС
Президенты России, Азербайджана, Ирана, Казахстана и Туркменистана в Актау подписали конвенцию о правовом статусе и использовании ресурсов Каспийского моря. Согласование позиций шло на протяжении 22 лет, и теперь перед странами открываются новые возможности для обеспечения безопасности региона, использования его природных ресурсов, а также появляются перспективы для новых масштабных экономических проектов.
Недра и ресурсы
Разведанные ресурсы шельфа Каспийского моря составляют около 50 миллиардов баррелей нефти и почти девять триллионов кубометров газа. По мнению специалистов, дальнейшие поиски могут увеличить эти показатели. Вопрос использования природных богатств долгое время был камнем преткновения между странами. В советское время акваторию Каспия в равной степени делили между собой СССР и Иран, в новое время Тегерану пришлось иметь дело с четырьмя суверенными государствами. В зависимости от того, как провести линии разграничения, зависит, какие объёмы полезных ископаемых достанутся той или иной стране. Одновременно вставала проблема использования биологических ресурсов (Каспий богат осетровыми, а один килограмм чёрной икры стоит около 30 тысяч долларов за килограмм) и прокладки газопроводов по дну водоёма.
Принципиальным вопросом был, чем считать Каспий: озером или морем. Если Каспий — озеро, то ресурсы можно поделить поровну между всеми прикаспийскими государствами. Однако если это море, то необходимо провести воображаемые линии от крайних точек шельфа каждой страны к центру водоёма.
Президентам пяти стран удалось найти консенсус. Поверхность Каспийского моря решили считать озером. За исключением 15 миль вдоль береговой линии, вся территория Каспия признаётся общей. Прикаспийские государства имеют право сооружать в водоёме искусственные острова, при этом зоны безопасности вокруг них будут простираться не более чем на 500 метров от внешних краёв этих островов.
При этом дно водоёма решили считать морским. Сторонам ещё предстоит окончательно провести разграничительные линии, но достигнуто принципиальное соглашение, что прокладку газопроводов, научные исследования, судоходство возможны только при согласовании сторон.
Военное присутствие
Одно из наиболее важных положений заключённой конвенции — в Каспийском море могут находиться военнослужащие только прикаспийских государств. Таким образом, поставлена точка под любыми разговорами о возможном строительстве военных баз и объектов инфраструктуры НАТО в любой из стран региона. Это открывает перспективы использовать природные ресурсы региона без оглядки на сторонние силы.
Достигнутая договорённость одновременно даёт России возможность использовать Каспий для продвижения своей политики на Ближнем Востоке. Напомним, высокоточные ракеты «Калибр» по целям в Сирии были выпущены с кораблей, находящихся в Каспийском море. Появление в акватории военных НАТО серьёзно бы снизило возможности для манёвра российского флота, который в настоящее время на море самый многочисленный и оснащённый. Американский телеканал CNN уже назвал состоявшийся в казахстанском Актау саммит «стратегической победой России».
Газопровод
Принятие конвенции открывает перед Туркменией возможность диверсифицировать поставки собственного газа и построить по дну моря Транскаспийский газопровод до Азербайджана. Этот газопровод в дальнейшем планируется подключить к Трансанатолийской газовой магистрали (TANAP), по которой природный газ будет идти через территорию Азербайджана, Грузии и Турции к Греции.
Ранее у Москвы были опасения, что Туркмения может стать конкурентом России при снабжении Европы «голубым топливом». Однако в настоящее время практически весь туркменский газ поставляется в Китай, при этом Россия тоже намерена расширить географию торговли природным сырьём и освоить китайский рынок, для чего, например, осуществляется масштабный проект строительства газопровода «Сила Сибири». Таким образом, если все проекты по газопроводам будут реализованы, то Туркмения получит выход на европейский рынок, в то время как Россия сможет увеличить свои поставки газа в КНР. Одновременно увеличивается влияние России в регионе, повышается доверие и укрепляются партнёрские отношения между Москвой, Ашхабадом и Баку.
Дополнительные инвестиции
Соглашения, устанавливающие правила использования Каспия, открывают новые перспективы для строительства международного транспортного коридора «Север — Юг», который предназначен для транспортировки грузов из Индии через территорию Ирана в страны Балтии. Преимущества пути «Север — Юг» по сравнению с морскими перевозками через Суэцкий канал в том, что путь сокращается более чем в два раза, а стоимость перевозок, по оценкам специалистов, может быть снижена в несколько раз.
«Мы поддерживаем также проект международного коридора «Север — Юг», предусматривает он и железнодорожное, паромное, автомобильное сообщение, которое мы намерены развивать. Его запуск позволит в 2,5 раза быстрее, чем сегодня, доставлять грузы», — заявил на саммите президент России Владимир Путин.
«Это проекты, которые укрепляют экономическое сотрудничество, создают новые рабочие места, еще ближе делают наши страны друг к другу и способствуют укреплению стабильности и безопасности. Это экономическое благополучие, это превращение наших стран в важный транзитный узел мирового масштаба», — обрисовал перспективы транскаспийского сотрудничества президент Азербайджана Ильхам Алиев.
По оценкам специалистов, общий товарный поток через «Север — Юг» может составить более 30 миллионов тонн грузов в год.
Ответ на американские санкции
Помимо новых подходов к безопасности в Каспийском море и экономических перспектив, заключённые в Актау договорённости имеют немалое значение в свете противостояния Тегерана и Вашингтона. По мнению авторов британской газеты The Guardian, самую большую пользу от подписанной конвенции получил Иран. В условиях, когда против страны были введены американские санкции, а контракты с европейскими партнёрами могут быть заморожены, для режима в Тегеране важно заручиться поддержкой России. Одновременно президенту Ирана Хасану Роухани важно показать своим гражданам, что он предпринимает конкретные усилия для уменьшения экономических потерь от изоляции со стороны Запада.
Издание отмечает, что на протяжении многих лет Иран противился заключению соглашения по использованию Каспия, так как считал, что его интересы нарушены, но сегодня он вынужден был согласиться на условия других четырёх прикаспийских государств в обмен на стратегическую поддержку. В то же время, Иран заинтересован в том, чтобы Россия помогла в разработке его газовых месторождений, в перспективе это позволит Тегерану более активно торговать с Китаем и тем самым снизить влияние санкций, пишет The Guardian. Москва, как пишет издание, получит, в свою очередь, новые контракты.
Читать ещё •••
Rambler