Принесут ли парламентские выборы конституционную реформу в Беларусь?

Президент Республики Беларусь назначил парламентские выборы на 7 и 17 ноября. Они состоятся на девять месяцев раньше крайнего срока, указанного в конституции страны. По информации ЦИК, сбор подписей в поддержку кандидатов начнется 8 сентября. О том, чего ожидать от парламентской избирательной кампании, и какие изменения в политической сфере Беларуси она может принести, читайте в материале сопредседателя редакционного совета «Евразия. Эксперт», белорусского политолога Петра Петровского.

Внутриполитический контекст

Назначение выборов в парламент на ноябрь 2019 г. не стало неожиданностью. Уже на протяжении пару тройки лет шли разговоры про разведение президентской и парламентской избирательных кампаний, которые в противном случае должны были пройти в конце лета 2020 г. Президентом Беларуси Александром Лукашенко был сделан выбор в пользу более раннего проведения парламентской кампании. Параллельно как самим президентом, так и другими государственными институтами Беларуси в информационном пространстве все чаще стал подниматься вопрос конституционной реформы, особенно сильно подогретый транзитом власти в Казахстане.

Более того, во время встречи со СМИ и общественностью в марте и на встрече с судьями Конституционного суда в мае Лукашенко обозначил основные посылы данной реформы: усиление функций различных органов государственной власти — от парламента до местного самоуправления. Курирует последнее направление спикер Совета Республики Михаил Мясникович. По циркулирующим разговорам, именно с реформы местного управления и самоуправления, а также через административно-территориальную реформу могут начаться фундаментальные политические преобразования в стране, готовящие Беларусь к транзиту власти на самом высоком уровне. Да и сам Лукашенко констатировал, что к 2025 г. страна должна прийти с проектом новой или же поправками к старой конституции.

Порталом «Евразия. Эксперт» еще в 2016 г. был произведен анализ предыдущей избирательной кампании в парламент, по итогам которой уже тогда констатировалась постепенная трансформация политической системы. В частности, количество депутатов с партийной принадлежностью в Палате Представителей увеличилось вдвое. В общем числе в 2016 г. 22,5% белорусов проголосовало за кандидатов, выдвинутых политическими партиями. В Минске этот показатель достиг 44,5% или же половины голосов, отданных за кандидатов. В Палате представителей появились и представители оппозиции: как ее системного крыла, так и радикальной оппозиции от либеральной и пробрюссельской ОГП, входящей в Правоцентристскую коалицию.

Все эти изменения хоть и носили точечный и экспериментальный характер, но в то же самое время делали белорусскую политику более публичной, траспарентной и дискуссионной. Более того, они проиллюстрировали способность, в том числе, системных политических сил за эти неполные четыре года вести дискуссию и вступать в полемику. Было фактически открыто окно возможностей для формирования политической культуры нового типа. Притом, уже сейчас готовятся изменения в законодательство об общественных объединениях и политических партиях, призванное либерализовать общественную и партийную жизнь в стране.

Внешнеполитические сложности

Однако на первый взгляд позитивная картина все же содержит ложку дегтя. Сложившаяся по факту за последние 25 лет апартийная политическая система выбросила институт политических партий на обочину общественной жизни. До парламентских выборов 2016 г. был зафиксирован тренд на постепенное снижение представителей политических партий в парламенте и органах местного самоуправления. Наибольшей коррозии подверглись партии, находящиеся в спектре радикальной оппозиции. Отсутствие должной финансовой поддержки изнутри страны, а также наличие легких денег извне через грантовую помощь внешних доноров привели радикальную оппозицию к зависимому от внешних заказчиков состоянию.

Фактически, радикальная оппозиция стала контрагентом и лоббистом интересов ЕС и США в Беларуси. И если на протяжении 2000‑х гг. денежная помощь выделялась на организацию в Беларуси ненасильственного свержения власти посредством массовых акций протеста, то в 2010‑х гг. данная стратегия была признана западными донорами неэффективной. Теперь стратегической задачей становилось вовлечение радикальной оппозиции в диалог с властными структурами и инфильтрация в них или же лоббирование нужных коллективному Западу реформ и изменений. На этом фоне политическая либерализация становится хорошей конъюнктурой для реализации своих потребностей западными контрагентами из числа радикальной оппозиции.

Внешнеполитический контекст также имеет тенденцию к дестабилизации. Украинские события 2014 г., с одной стороны, хоть и уменьшили количество сторонников евроатлантического вектора развития Беларуси, консолидировав различные слои белорусского общества вокруг идеи стабильности и суверенитета, но стали и катализатором введения санкций и дальнейшей гонки вооружений между Россией и Западом.

Уже сейчас оказался отменен Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД). Эксперты склонны констатировать, что и другие договоры о сдерживании вооружений могут прекратить свое действие. На этом фоне коллективный Запад резко увеличил финансирование своих контрагентов по противодействию российскому влиянию в Восточной Европе. Аналогичные контрмеры осуществляет и Россия.

Беларусь фактически находится под перекрестным огнем информационной войны. Понятно, что время постепенно съедает память о последствиях украинских событий. Поэтому как сдерживающий фактор они будут играть все меньшую роль в политическом поведении белорусов.

Негативную роль играет и экономическая рецессия в регионе, бьющая по кошелькам простых белорусских граждан. Протесты 2017 г. продемонстрировали, что украинский пример не всегда может сдерживать радикализацию общества.

Поэтому общая политическая открытость и диалог в сложных геополитических и экономических реалиях может стать одним из дестабилизирующих факторов. Выполнение задачи упреждения рисков и стало одной из причин разведения парламентской и президентской кампаний, дабы излишне не политизировать общество.

Политические силы в преддверие выборов

На начало предвыборной кампании политические силы находятся в различном состоянии. Республиканское общественное объединение «Белая Русь», как ведущее общественное объединение страны, имея около 170 тыс. членов, а также первичные ячейки во всех регионах, готова выдвинуть 110 кандидатов в Палату представителей на все округа, чтобы повторить опыт прошлых лет.

Немного иную тенденцию имеют другие провластные силы. Так, Коммунистическая партия Беларуси (КПБ) сталкивается с общим старением своего состава и инерционностью действия структур при трансформации и переформатировании левого поля общества, особенно в среде появления различных молодежных общественных инициатив. Насколько КПБ готова работать в новых реалиях, остается вопросом. Еще на прошлых выборах партия в итоге смогла закрыть только 36 округов из 110. Подобная тенденция есть и у других провластных партий — Аграрной (АП), Патриотической (БПП), Труда и справедливости (РПТС), Социально-спортивной (БСПП) и др. У них имеется кадровый голод, что создает еще большие сложности по выдвижению кандидатов.

Фактически, в провластном лагере мы видим консолидацию вокруг РОО «Белая Русь», которое усиливает внутреннюю дисциплину и производит структурные трансформации, приближающие его к политической партии.

Закрыть все округа способна также системная оппозиция — Либерально-демократическая партия Беларуси (ЛДПБ). Хотя на прошлых выборах ею было выдвинуто всего 90 кандидатов, партия имеет положительную динамику: увеличивает представительство как в Парламенте, так и в органах местного самоуправления. На предстоящих выборах главной задачей ЛДПБ является попадание ее будущего лидера и кандидата в президенты 2020 г. Олега Гайдукевича в парламент, а также увеличение представительства.

Республиканское исследовательско-просветительское общественное объединение «Говори правду» (ГП) Андрея Дмитриева и Татьяны Короткевич подходит к парламентским выборам в довольно свежем виде. Во-первых, с периода последних выборов в парламент данная структура получила регистрацию общественного объединения (в 2017 г.). Это дало ей возможность по-другому вести себя в регионах и организовывать грантовую поддержку из-за границы. Концентрация на местных проблемах, ставка на плотный диалог с местными и республиканскими властями — фактически ГП в чем-то скопировало работу общественных приемных РОО «Белая Русь». Это привлекло в ее ряды, прежде всего, местных активистов. Думается, что ГП имеет потенциальную возможность закрыть своим выдвижением все 110 округов. Однако статус общественного объединения требует от кандидатов ГП прохождения процедуры сбора подписей, что усложняет задачу. Главной же интригой выборов для ГП остается вопрос попадания ее представителя в Парламент.

Радикальная Правоцентристская коалиция, состоящая из партии «Белорусская христианская демократия» (БХД), Объединенной гражданской партии (ОГП) и Общественного объединения «За свободу» также подготовила выдвижение 110 кандидатов. Наличие в ее рядах зарегистрированной политической партии, скорее всего, приведет к использованию отработанной схемы выдвижения от политической партии ОГП, как и на прошлых выборах, что даст возможность уйти от сбора подписей. Негласная поддержка Правоцентристской коалиции официальным Брюсселем способствует более сильным позициям объединения. Однако опыт парламентской деятельности Анны Канапацкой, единственного депутата от коалиции, можно признать негативным. Низкий уровень ее квалификации, а также начавшаяся борьба за власть как в ОГП, так и во всей коалиции привели ее к достаточному ослаблению позиций. Сможет ли Канапацкая сохранить за собой депутатский мандат или же потеряет его, а может, какие-то другие представители коалиции пройдут в парламент — вот основная интрига Правоцентристской коалиции.

Остальные оппозиционные партии не могут рассчитывать на сколь бы то ни было значительное присутствие. Это, прежде всего, вызвано дефицитом ресурсов. Иностранные доноры фактически свернули прямое финансирование партий. Поэтому столь значительную роль стали играть общественные объединения, а также гражданские кампании по наблюдению за выборами, которые являются официальными грантополучателями. На этом фоне можно наблюдать слабые стартовые позиции Белорусского народного фронта (БНФ) и различных социал-демократических партий. По нашим данным, шведское фондовое финансирование БНФ не имеет окончательного решения. Заместитель руководителя партии Алексей Янукевич имеет президентские амбиции на 2020 г., однако имеется мнение, что БНФ должна поддержать на президентских выборах лидера Общества белорусского языка депутата Елену Анисим. Президентские же амбиции Анисим также зависят от того, будет ли она переизбрана в парламент. Потенциальный же альянс БНФ с Обществом белорусского языка может оживить первый и дать устойчивый инструмент получения финансовой помощи на политическую деятельность.

В сложной ситуации находится и партия «Справедливый мир», которая зависит в финансовом плане от проведения кампании по наблюдению за выборами «Справедливые выборы». Такая же сложная ситуация наблюдается и в отношении кампании «Право выбора». Среди доноров имеется устойчивое желание внедрять волонтерские методы работы за наблюдением, что может подкосить участие партийных кандидатов, финансово зависящих от данных схем.

Чего ожидать от выборов?

Парламентские выборы 2019 г. являют собой продолжение общей демократизации политического пространства. Их следует рассматривать как маркер по дальнейшей трансформации политической системы Беларуси. Если судить по словам белорусского президента, то именно предстоящий состав парламента будет принимать участие в конституционной реформе. А значит, к его кадровому составу будет более пристальное внимание.

Имеется определенное позитивное настроение и на введение смешанной избирательной модели. Сама логика трансформации избирательного законодательства, произошедшего за десятилетия, направлена на создание преференциальных условий для партийного участия в парламентских выборах. Председатель Центризбиркома Лидия Ермошина в интервью ОНТ от 4 августа 2019 г. признала, что без законодательного стимулирования деятельности партий, последние так и останутся политическими сектами с тенденцией к дальнейшей маргинализации и растворению. Только реальное вовлечение в политический процесс может это остановить.

Поэтому можно ожидать расширения партийного представительства в парламенте. Однако переход к партийной системе возможен только после обеспечения четких социальных лифтов внутри самих партий. А это означает потребность в кадровой партийной политике.

Партии должны становиться не местом ссылки управленческих «пенсионеров», а инкубатором молодых управленцев и законодателей. Последнее возможно только в случае организации государственного финансирования хотя бы парламентских партий.

С другой стороны, не следует забывать про интерес Евросоюза увеличить количество собственных лоббистов из Правоцентристской коалиции в рядах законодателей. Опыт же Канапацкой показал политическую неадекватность и маргинальность этой пробрюссельской политической структуры, прежде всего в своих подходах и идеях. Прозападные, либеральные эксперты уже сейчас выставляют фактор увеличения квоты парламентариев от этой коалиции как маркер дальнейшего желания официального Минска нормализировать отношения с ЕС. Руководству страны «продается» идея о якобы «фактическом признании» Западом белорусского парламента после появления в его рядах Канапацкой. Однако, по факту, Беларусь остается дискриминированной в рамках инициативы Восточного партнерства: пока нет смягчения визового режима с ЕС. Брюссель пытается повлиять на результаты парламентских выборов именно через переговоры по новому визовому соглашению.

Не следует также забывать, что парламентская кампания открывает новый политический цикл в Беларуси. Вслед за ней в 2020 г. будут проходить президентские, а в 2021 г. — местные выборы. После этого окажутся перезагруженными все избираемые институты. Понятно, что от результатов парламентской кампании будет зависеть список кандидатов, которые постараются выдвинуться и в президенты. Более того, коллективный Запад уже не единожды намекал о желании видеть кандидатом от своих контрагентов человека с депутатским мандатом. Однако амбиции лидеров политсил Правоцентристкой коалиции могут поставить под вопрос выполняемость этого желания Брюсселя.

По нашей информации, эти выборы также станут дебютом для тех общественных сил, которые хотят позиционировать себя как «пророссийские». Речь идет, прежде всего, об оргкомитете «Гражданского согласия», члены которого попытаются выдвинуться по спискам Республиканской партии труда и справедливости (РПТС). Конечно, сложно делать прогнозы об их популярности, однако можно сказать уже сейчас, что данный дебют станет маркером того, насколько данные силы востребованы в белорусском обществе и найдется ли для них место на политической карте страны. Не следует также забывать, что единственным пророссийским политиком в Беларуси является Лукашенко. И конкурентам на этом поле, причем с достаточно странными взглядами, будет довольно сложно маневрировать и завоевывать голоса. Если они вообще смогут к этому приступить.

Петр Петровский, белорусский политолог, сопредседатель редакционного совета «Евразия. Эксперт»

Rambler

Читайте также:


Комментарии запрещены.

Информационный портал Аkimataktobe.kz

Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru