Правительство начало «выживать» посредников на энергорынке Казахстана
Уволенный вице-министр энергетики получил новую должностьВ июне этого года парламент принял поправки в регулирующее сферу электроэнергетики законодательство, главной новеллой которых были квалификационные требования к продавцам электроэнергии. По словам министра энергетики Казахстана Каната Бозумабева, в стране расплодилось слишком много энергопередающих посредников: всего вместе с системным оператором KEGOC и 18 региональными электросетевыми компаниями в Казахстане на 1 января 2017 года насчитывалось 160 субъектов, торгующих электричеством на местах.
Все это сказывалось в конечном итоге на тарифах и качестве оказываемых услуг (мелкие и средние посредники зачастую просто не озабочены вопросом ремонтных работ и модернизации эксплуатируемых сетей), и Минэнерго решило укоротить цепочку между производителем и потребителем, поскольку только в одной Карагандинской области насчитывалось порядка 40 посредников. Поначалу в Минэнерго хотели отсечь всех разом, вернув на рынок лицензирование, отмененное в 2012 году, но потом, под нажимом национальной палаты «Атамекен» решили пойти по более либеральному пути.
Соответствуй требованиям — или снижай тариф
Министерство энергетики решило ввести четыре квалификационных требования для участников этого рынка, несоответствие которым будет приводить к тому, что они просто будут меньше зарабатывать.
«Совместно с министерством национальной экономики мы ввели следующий порядок: комитет атомного и энергетического надзора будет проверять энергопередающие компании на соответствие данным требованиям, — поясняет заместитель департамента Минэнерго. — Если компания не соответствует, то они будут уведомлять об этом комитет по регулированию естественных монополий, который в течение 30 дней должен будет пересмотреть тариф этой энергопередающей компании в сторону понижения», — уточняет он.
Таким образом, посредник либо должен будет выполнять эти требования, либо просто уйти с рынка, либо слиться с другой компанией, которая этим требованиям соответствует. Есть и гибридный вариант: в одном и том же регионе работают две компании, одна из которых соответствует первым двум квалификационным требованиям, вторая — оставшимся двум: они, по словам Рахимова, также могут объединиться — и стать одной полноценной компанией. Соответствующей всем четырем требованиям регулятора рынка.
©
Foto: Официальный сайт премьер-министра РКБолат Акчулаков назначен вице-министром энергетики РК»Первое требование – все компании должны иметь в наличие диспетчерско-технологическое управление. На сегодня мы провели оценку, и из 113 мелких и средних компаний только 40 это имеют, мы проводим практическую работу — и есть определенные результаты: прошло полгода, как закон вступил в законную силу, и из 160 компаний три уже ликвидированы», — говорит представитель Минэнерго.
От диспетчера — к автоматизации
Требование по наличию диспетчерско-технологического управления вступит в действие с 1 января 2018 года. А к 1 января 2020 года все компании, торгующие электричеством в регионах страны, должны иметь «службы, укомплектованные обученным и аттестованным персоналом, осуществляющим эксплуатацию и техническое обслуживание электрических сетей, оборудования, механизмов, охрану труда и технику безопасности, обеспеченным средствами индивидуальной и коллективной защиты, спецодеждой, инструментами и приспособлениями».
©
Sputnik / Михаил ВоскресенскийТопливный кризис: уволены вице-министр энергетики и зампред КМГК этому же сроку (1 января 2020 года) все посредники на этом рынке должны иметь договора с системным оператором на оказание системных услуг. Ну, а к 1 января 2022 года у всех таких компаний должны быть на вооружении автоматизированные системы коммерческого учета, системы телекоммуникации, обеспечивающие их унификацию с системами, установленными у системного оператора и региональной электросетевой компании. В общем, расходы под это понадобятся немалые — и посредники волей-неволей либо уйдут с рынка, либо начнут кооперироваться.
По оценке министра энергетики Бозумбаева, данной летом этого года, к 2019 году в стране в результате станет как минимум на 27 компаний, занимающихся продажей электроэнергии, меньше. Заместитель же директора департамента электроэнергетики и угольной промышленности Рахимов уверен, что к 2023 году порядка 50 компаний должны укрупниться, то есть количество игроков на этом рынке сократиться на треть. И это должно повлиять на тарифы в сторону снижения — правда, не одномоментно (оборудование-то посредникам на что-то закупать надо), а в последующей перспективе.