Пора преодолеть раскол в сознании русского народа
Александр ЛАПИН стал лауреатом Большой литературной премии России за романы последних лет: «Русский крест», «Святые грешники», «Крымский мост». Эту престижную литературную награду автор получил совсем недавно на совместном пленуме Союза писателей Союзного государства (России и Беларуси), который состоялся в Могилёве. Премию также вручили минскому поэту Анатолию Аврутину. Вернувшись из поездки, Александр Лапин побеседовал с корреспондентом «АН».
— АЛЕКСАНДР Алексеевич, после очередного признания ваших литературных заслуг есть ещё желание кому-то что-то доказывать?
— Я просто работаю. Сейчас пишу новую книгу. Мои предыдущие романы рассказывают о событиях пусть и недавних, но всё-таки уже ушедших в историю. А теперь меня буквально взял за горло вопрос: как русские живут сегодня? И что же мы построили?
Ведь прошло почти 30 лет с момента распада СССР. Но многие до сих пор тоскуют о нём. На мою недавнюю встречу с читателями в Воронеже пришли две женщины, которые участвуют в сборе подписей под требованием разобраться: законно ли распался Советский Союз? И наказать виновных. Занятие бессмысленное, на мой взгляд. Хотя с юридической точки зрения, может, и стоило бы дать такую оценку.
Но главное — что в итоге возникло на постсоветском пространстве? Образовалось 15 независимых государств. Они идут разными путями и в то же время очень похожи. Например, ни одно из них так и не стало демократическим в западном понимании. Самым интересным и подающим надежды был Казахстан. Уменьшенная копия России. Там тоже многонациональное население. Есть неплохие наработки. Толковый президент. Прекрасные природные ресурсы. У них было всё, чтобы стать процветающим государством. Образцом развития демократии. Но получилось то, что получилось. Очень интересная и поучительная история.
— Что ещё интересует вас как писателя?
— Второй важнейший пласт — раскол в нашем сознании, который я обнаружил во время недавней поездки на Дон. В моей новой книге он будет представлен на примере казачества — наиболее активной части народа. Но это деление на белых и красных присутствует в каждом русском человеке. Как и деление на богатых и бедных. На тех, кто обожает СССР и ненавидит. На либералов и державников. И его пора преодолеть.
Я тоже ощущаю этот раскол внутри себя. Как патриот понимаю: Россию нужно уберечь от распада. Но такая страна не может управляться по западной схеме. Она способна функционировать только как империя — с сильной центральной властью. Понятно, что это объективно обу— словлено величиной территории. Разными народами, которые её населяют и находятся на разных уровнях развития общественного сознания. Конечно, если в такой ситуации все процессы переводить в демократическое русло, то начнётся то же самое, что было с Советским Союзом.
А с другой стороны, наша имитационная демократия приводит к застою в органах власти. И государство не развивается, становится тормозом. Хотя общество уже изменилось. Нам всем нужно движение. Ясные демократические процедуры. Справедливый суд. Чтобы всё росло: ВВП, доходы, зарплаты. Это то, к чему нас приучил капитализм.
— Чего нам сегодня не хватает, кроме того, что вы перечислили?
— Есть ещё и третья сторона. Уже как философ я понимаю: важнее всего — какой путь человек пройдёт в духовном плане. И задача государства не только в том, чтобы его кормить или, скажем, прессовать, не давая тем самым развалиться стране. А чтобы человек в своей внутренней эволюции продвинулся как можно дальше. Не остался в полуживотном состоянии. Если Бог ему дал какой-то талант, он должен его реализовать.
Но сегодня у нас это направление в загоне. Мыслим идеями древнего капитализма, эпохи первоначального накопления. И я не знаю, как преодолеть описанные противоречия. Потому что такое возможно только в национальном государстве. А оно означает смерть империи.
— Тот же Казахстан постепенно им становится. Но реальной демократии от этого не прибавляется…
— Там уровень развития другой. Они из родового общества переходят в феодальное. Но мы-то уже в нём были. Казахи впервые создали своё государство. И для них это благо. Выдавливая русских, лишая их любых прав, полномочий и перспектив, они формируют собственную структуру власти и представление о себе.
— Может, и нам честно смириться с авторитаризмом?
— А тут уж какая система ценностей возобладает. Поэтому передо мной как писателем стоит задача показать нынешнее состояние умов. Вот эти расколы в душе русского человека. Но надо написать интересно. Если просто стану философствовать, никто не прочтёт мой роман. Поэтому в нём ещё будут захватывающий сюжет, интересные герои, настоящая любовная история…
Rambler