Откажется ли Узбекистан от ЕАЭС и России ради ВТО и Америки
Недавнее решение властей Узбекистана о проработке возможного вступления в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), похоже, встревожило западные круги. Во всяком случае, в ходе прошедшего в Вашингтоне американо-узбекского бизнес-форума министр торговли США Уилбур Росс намекнул, что подобный шаг может осложнить присоединение республики ко Всемирной торговой организации (ВТО).
Официальные переговоры по вступлению Узбекистана в ВТО стартовали в июле этого года, хотя подобная перспектива обсуждалась и ранее. Ещё в феврале 2019-го генеральный директор Организации Алан Вулф отмечал, что весь процесс может занять до двух лет.
О том, что узбекские власти рассматривают возможность присоединения республики к ЕАЭС, куда уже входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан и Россия, стало известно в начале октября. Спикер Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко, посетившая тогда Ташкент, заявила о создании межправительственной российско-узбекской группы, в задачи которой входит проработка оптимального решения.
Интеграция Узбекистана в ЕАЭС существенно укрепила бы торгово-экономическое сотрудничество, в том числе, на пространстве Центральной Азии, — подчеркнула она. — Но мы прекрасно понимаем, что это непростое решение и оно требует расчётов.
Тем не менее, хотя возможность присоединения Узбекистана к ЕАЭС пока лишь изучается, в Вашингтоне уже отреагировали на планы Ташкента.
Министр торговли США Уилбур Росс в ходе своего выступления на американо-узбекском бизнес-форуме особо отметил высокий уровень взаимодействия двух стран. По его словам, объём торговли между Соединёнными Штатами и Узбекистаном вырос со $136 млн в 2017-м до почти $300 млн в 2018-м. А за семь месяцев 2019-го американский экспорт в республику составил $455 млн
В этом году у Узбекистана есть реальный шанс стать лидирующим экспортным направлением для США в Центральной Азии, — подчеркнул министр.
После этих оптимистичных прогнозов Росс перешёл к обсуждение будущего вступления Узбекистана в ВТО. По словам американского министра, это одна из наиболее важных целей рыночных реформ, проводимых узбекскими властями. И Вашингтон «решительно поддерживает эти усилия».
В то же время мы призываем наших узбекских партнёров внимательно оценить влияние новых соглашений на вступление в ВТО. Например, присоединение к Евразийскому экономическому союзу прямо сейчас может усложнить процесс вступления и отсрочить его, — заявил Росс.
Конечно, слова министра торговли могут и не отражать официальной позиции Вашингтона, ведь сказаны они были не за столом переговоров, а на бизнес-площадке. Тем не менее, само по себе заявление Росса можно расценивать как вполне чёткий сигнал узбекским властям. И вопрос в том, как Ташкент на него отреагирует.
Как отметил в беседе с News.ru старший преподаватель департамента политической науки НИУ ВШЭ Григорий Лукьянов, было бы неправильно поддаваться на ту провокационную дилемму, которую предлагает американский министр.
Григорий Лукьянов, старший преподаватель департамента политической науки НИУ ВШЭ, эксперт Российского совета по международным делам
ВТО и ЕАЭС — это два совершенно разных формата, не исключающие друг друга, если мы говорим об экономике. Если же говорить о политике, то это, конечно, уже другой аспект. Членство в ВТО действительно нередко даётся именно за какие-то политические шаги тех или иных стран. То, о чём говорит Уилбур Росс, — попытка выстраивания траектории, которой, по мнению Вашингтона, Узбекистан должен следовать. Узбекское же руководство, на мой взгляд, может расценить такие заявления как попытки ограничить свой суверенитет и ту многовекторную внешнюю политику, которую проводит президент Шавкат Мирзиёев. Для Узбекистана участие в ЕАЭС означает, в первую очередь, гармоничное встраивание в региональные экономические процессы и обеспечение гарантий защиты от конкуренции со стороны Китая.
Аналитик уверен, что Ташкент не станет отказываться от рассмотрения возможности присоединения к Евразийскому экономическому союзу в угоду заявлениям министра торговли США. С другой стороны, и Вашингтон способен проводить политику более гибкую, нежели заявления Росса, поскольку вступление Узбекистана в ВТО в конечном счете может предоставить и американцам больше возможностей влиять на страну, заключает эксперт.
Rambler