о стратегии США по Центральной Азии
«Особое внимание Америки к странам Центральной Азии вызывает опасения в свете договорённостей прикаспийских стран, которые закрепили там территорию стабильности. Из перечисленных туда входят Казахстан и Туркменистан. Было объявлено, что Каспий свободен от вооружённых сил других стран. Надо понимать, что это не может устраивать американских политических Фигаро, тем более что Штаты уже объявляли Каспийское море зоной собственных интересов. Они спят и видят, как бы закинуть туда свои военные корабли, а потом через эту форму демократии контролировать регион».
США объявили о своём неистовом желании нести цвет демократии в страны Центральной Азии. На ближайшую пятилетку сформулирована стратегия, которая должна облагодетельствовать регион. Даровать ему экономическое процветание и пущий суверенитет. А то слишком уж спокойно там, не попадают эти государства в мировые «криминальные сводки».
Речь идёт о пяти бывших республиках СССР: Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Туркмении и Узбекистане. Все они вдруг необычайно заинтересовали американских «альтруистов и благодетелей» — и те бросились искушать. С чего бы это?
Эзопов язык американской демократии предельно прозрачен. Прекрасно известно, чем оборачивается забота о процветании и что такое в американской терминологии «суверенитет» — полная подчинённость Штатам и марионеточный характер политики тех, кто принял эту пилюлю. Что такое бескрайняя свобода в демократическом «концлагере», известно всем странам, которые решили пойти на подобную сделку, но вместо того, чтобы процветать, становились горячими точками. Ну что ж, бывает… Такова плата.
В тактике и стратегии ничего не меняется. Ценник этой стратегии уже определён: $9 млрд Именно столько Штаты готовы потратить на страны этого региона. Прописывается морковка кредитов и займов, а также технической помощи. Там и чудодейственные американские инвестиции от всех болезней польются рекой. Недавно госсекретарь Майк Помпео устроил туда свой тур обольщения и обещал златые горы.
Теперь о целях. В первую очередь привлекательно геостратегическое положение: с одной стороны — Китай, с другой — Россия, а также непокорный Иран. Рядом Афганистан, где Штаты уже долгие годы работают над «демократической электрификацией». Не исключено, что этот пример станет эталоном и для квинтета центральноазиатских стран. Причём обогащаться всё это будет опытом, наработанным в Сирии и Ираке. Даже из географического расклада состав демократического коктейля примерно понятен. Если «минировать», то именно здесь. Разнесёт всё вокруг, и никому не укрыться…
Особое внимание Америки к странам Центральной Азии вызывает опасения и в свете договорённостей прикаспийских стран, которые закрепили там территорию стабильности. Из перечисленных туда входят Казахстан и Туркменистан. Было объявлено, что Каспий свободен от вооружённых сил других стран. Надо понимать, что это не может устраивать американских политических Фигаро, тем более что Штаты уже объявляли Каспийское море зоной собственных интересов. Они спят и видят, как бы закинуть туда свои военные корабли, а потом через эту форму демократии контролировать регион.
Новым документом поставлена своеобразная печать, или тавро: «Центральная Азия является геостратегическим регионом, важным для интересов национальной безопасности США».
Все американские интересы там также представлены. Говорится, к примеру, о совместных военных инициативах. Утверждается важность стран для стабилизации Афганистана. Что это значит в сумме, понятно: завязнув в Афганистане, Штаты хотят начать наводить там порядок чужими руками, а для этого надо поставить наместников. Плюсом является то, что так можно столкнуть и воспламенить «афганским синдромом», а после натравить на другие страны.
В стратегии прямо говорится, что усиление присутствия США «послужит противовесом влиянию соседей по региону». Приоритетные векторы также обозначены. Помимо Афганистана, это связь пятёрки стран с Европой через Кавказ, а также с Южной Азией. То есть Штаты предлагают альтернативные пути — противовесы России и Китаю, заранее выстраивая с ними линию отторжения.
Понятна и риторика, используемая, чтобы наставить эти центральноазиатские страны на путь истинный — в сторону от России. После распада Советского Союза они получили свободу, высвободились из лап «империи зла», но освобождение это оказалось неполным, потому что над ними всеми нависает грозной и массивной тенью Россия с разрастающимися «имперскими амбициями». Эта тень и мешает развитию, суверенитету и процветанию, поэтому Штаты сами должны туда прийти основательно, чтобы факелом демократии и американских ценностей осветить всё вокруг. И отогнать своим светом истины также Китай и Иран.
Новая стратегия Штатов по отношению к пятёрке бывших республик Советского Союза — своеобразная проектно-сметная документация по реализации сценария, схожего с украинским.
Идёт традиционный расчёт на лояльность элит, на тяжёлое социально-экономическое положение, когда возникает соблазн клюнуть на крючок, особенно не задумываясь о перспективах. И в этом плане почва как будто бы подготовлена. В стратегии прописано, что «новые правительства в регионе заявили о более глубокой приверженности проведению политических и экономических реформ, в том числе посредством двустороннего сотрудничества с Соединёнными Штатами».
Риски от возможной реализации новой американской стратегии колоссальны. Через неё регион вполне может превратиться в пороховую бочку с дистанционным управлением, в очаг перманентной нестабильности, работающий исключительно на интересы США, которые вовсе не голубем мира туда летят.
Бойтесь американцев, дары приносящих. Особенно ряженных в сценические демократические одежды. Особенно бьющих в барабаны своего мессианизма. Там не только фига в кармане и камень за пазухой, но и многим страшнее.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.
Rambler