«Наши за границей». Статус иностранца, работа на корабле и пельмени: рассказ Александра, который уехал из Алматы в Гамбург
Александр, 26 лет. Переехал из Казахстана в Германию в 2014 году, теперь живет в Гамбурге и занимается проектированием инфраструктуры зданий. Также ведет подкаст «Понаехавшие», в котором эммигранты делятся своими историями переезда и тем, с какими сложностями им пришлось столкнуться.
Я переехал в Гамбург из Алматы в 2014 году по программе двойного диплома Казахстанско-Немецкого университета. Три года я учился в Казахстане, а потом полтора года в Гамбурге. Получил два диплома — немецкий и казахстанский.
Сразу после учебы я начал работу в энергоконсалтинге, а еще через пару лет перешел на другое место и стал работать в Северном море на ветрогенераторах. Мы жили на корабле, это была вахтовая работа со сменами по две недели, в течение которых ты недоступен для семьи, друзей и любых событий вне корабля. Это угнетало и я поменял работу вновь — сейчас работаю проект-инженером и проектирую внутреннюю инфраструктуру зданий.
Также я веду подкаст «Понаехавшие», в котором мы пытаемся выяснить, как справляться с трудностями в среде с неродным языком, новыми людьми, другой бюрократией и другим климатом. Это не пошаговая инструкция по переезду, а истории людей, в которых, как нам хотелось бы, слушатели находили себя.
Когда начал ругаться на общественный транспорт за опоздание на пять минут, ругаться на почту за потерянную посылку, когда понял, как работают повседневные вещи и стал недоволен тем, что они не всегда работают. Правда, я не уверен, что привык. Я с удовольствием езжу домой, где у меня друзья и семья.
Как говорил один из гостей нашего подкаста: «Бьют не по паспорту, а по лицу». Отношение к иностранцу зависит от поведения самого иностранца. Можно выделить пару бытовых моментов, когда быть иностранцем не выгодно. Например, при сдаче квартиры владельцы всегда будут отдавать предпочтение немцу, но так ведь не только в Германии происходит, правда?
О русских есть всем известные стереотипы, который воспринимаются скорее как шутка. Но я заметил, что русских ценят как работоспособных и надежных сотрудников.
Я переезжал, чтобы учиться, поэтому смело могу назвать образование главным преимуществом. Оно тут относительно дешевое (около €300 за семестр) и везде ценится.
В Германии высшее образование — осознанный выбор каждого, а в постсоветском пространстве, как мне кажется, — движение по накатанной, после школы обязательно должен быть университет. Плюс в Германии высшее образование тесно связано с практикой.
Из крупных покупок пока был только холодильник. Основные покупки будут впереди, потому что наконец-то нашел квартиру и перестану метаться с одного места на другое. Могу предположить, что первой большой покупкой будет мебель.
С русскоязычными, и для этого есть несколько причин. Во-первых, немцы не особо охотно заводят новых друзей. Во-вторых, в сфере, где я работаю, достаточно высокий средний возраст сотрудников, поэтому с коллегами я только обедаю. В-третьих, когда снимаешь жилье, а не живешь в общежитии, то сам себя искусственно отгораживаешь от новых людей. И, в-четвертых, я веду подкаст, в котором много общаюсь именно с русскоговорящими.
Пиво я не пью (что всегда вызывает удивление и у местных, и у «понаехавших»), а к вопросу еды подхожу практично — чтобы было быстро и сытно. С удовольствием ем все, что предлагает немецкая кухня, но считаю, что мясо в Казахстане было вкуснее. Иногда заезжаю в русский магазин за гречкой и пельменями.
Мне кажется, что немцы слишком напряженные и часто волнуются по пустяками: профессор задал слишком много работы, соседи опять шумели, на работе кончился кофе, слишком холодно, слишком жарко и так далее.
По социальному положению. Приезжая в Германию нужно быть готовым к тому, что будешь аутсайдером: нужно все начинать сначала и постоянно доказывать, что ты чего-то стоишь. У тебя нет необходимого культурного пласта и нет нужных знакомств (например, адвоката, маклера и так далее).
Я постоянно хочу вернуться, но пока этого не делаю. Если приеду обратно сейчас, то мне и в Казахстане придется всю жизнь выстраивать заново. Опыт, который я получил в Германии, непригоден на моей родине.
Мой горизонт планирования не очень длинный, но предполагаю, что в Казахстан я все-таки не вернусь. Но и Германию я рассматриваю скорее как «пересадочную станцию» для дальнейшей эмиграции и новых вызовов.
Если вы тоже хотите поучаствовать в проекте «Наши за границей», заполните анкету по этой ссылке или в «Одноклассниках» — и мы с вами свяжемся.
Наши за границей
Rambler