Москва и Минск готовы пересмотреть формат «Союзного государства»
Фото:
ФБА "Экономика сегодня"
Работа союзного государства России и Белоруссии на сегодня носит формальный характер — считает заместитель заведующего кафедры государственной политики МГУ, кандидат политических наук Максим Вилисов.
Данный проект возник во второй половине девяностых
Дело в том, что в Бресте на пятьдесят четвертую по счету сессию Парламентского собрания Союза России и Беларуси собрались парламентарии двух стран и провели совещание по поводу проблемы идентичности национальных законодательств.
Стороны решили, что Москве и Минску не нужны абсолютно идентичные законы, что, впрочем, не отменяет того факта, что сторонам нужно сблизить свое национальное законодательство, чтобы бизнес обоих государств не испытывал каких-либо проблем.
Другой вопрос, что Союзное государство, как проект, начался еще в 1996 году, а окончательно, в современном своем виде, оформился в 2000 году, но с тех пор так и не продвинулся в деле интеграции России и Белоруссии. Кроме того, такие предложения, как на этой сессии, раздавались и ранее, поэтому все это носит глубоко технический характер.
«Союзное государство России и Белоруссии — это, безусловно, «привет» из девяностых, и проект, который точно не будет развиваться в том же ключе, в котором он предполагался в своем изначальном проекте», — констатирует Вилисов.
Отказываться от Союзного государства никто не будет
По мнению Максима Владимировича, изначально это был проект по перехвату данной повестки более молодым и энергичным белорусским лидером Александром Лукашенко у дряхлеющего первого президента РФ Бориса Ельцина.
Здесь важно обратить внимание и на то обстоятельство, что в 1996 году со стороны России это был проект не правительства РФ, а Государственной думы РФ, где большинство имела левая оппозиция в лице КПРФ и Аграрной фракции.
«В то же время, отменять и отказываться от этого проекта никто не будет, поэтому ему суждено в таком замороженном виде существовать и дальше, пока в этой истории не появятся какие-то новые эффективные акценты. Это может случиться, например, тогда, когда в Белоруссии произойдет смена политической элиты на более молодое поколение», — резюмирует Вилисов.
Кроме того, не нужно забывать и про то, что интеграционный процесс России и Белоруссии идет сегодня в рамках таких структур, как Евразийский союз, ОДКБ и СНГ, которые и забрали, в конечном счете, многие функции Союзного государства.
Союзное государство — это ответ на запрос девяностых годов
Эксперт по Белоруссии Дмитрий Болкунец в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» пришел к выводу, что проект Союзного государства не будет развиваться дальше, поскольку ситуация в этом вопросе за последние двадцать лет качественно изменилась.
«В начале девяностых годов после крушения Советского Союза со стороны Белоруссии и Казахстана был запрос на интеграцию с Россией, которая в 1999 году и приобрела одно из воплощений в форме данного Союзного государства. Тогда была идея создания некой конфедерации и прочего в этом духе, что и было заложено в базовых документах данной структуры», — заключает Болкунец.
В то же время, как отмечает эксперт, абсолютное большинство пунктов, которые присутствуют в базовом документе России и Белоруссии, сторонами так и не были выполнены, что говорит о качестве интеграционный процессов в данном формате.
«Эту структуру лучше даже не называть государством, поскольку у нее нет ни одного из государственных атрибутов — даже герба и флага, поэтому это скорее союз государств, которые хотят тесно развиваться», — констатирует Болкунец.
Союзное государство, как проект, находится на переходном этапе
По словам Дмитрия Викторовича, практика показала, что этот проект является нереализуемым в современных условиях, причем, в первую очередь потому, что Белоруссия уже успела состояться, как самостоятельное государство.
«В этой стране на сегодня вряд ли большинство выскажется за полномасштабное вхождение в состав России, а это принципиальный вопрос, ведь если разговор идет о едином государстве Москвы и Минска, то равноправного сотрудничества в рамках единого государства быть не может, поэтому вопрос здесь может ставиться только о, своего рода, поглощении Белоруссии», — резюмирует Болкунец.
Это просто исходит из масштаба двух стран, поэтому формат Союзного государства должен в ближайшее время претерпеть изменения, хотя бы исходя из той специфики, которая сегодня существует в отношениях между Россией и Белоруссией.
«Здесь нельзя забывать и про Евразийский союз, ОДКБ и соглашения в рамках СНГ, поскольку в этом контексте положение Союзного государства является двойственным. С одной стороны, здесь заложены некоторые позитивные вещи, с другой — данная структура на сегодня выполняет роль декорации в отношениях Москвы и Минска», — заключает Болкунец.
Таким образом, в ближайшее время будет поставлен вопрос о судьбе данного проекта — будет ли перезапуск данной интеграционной платформы, или речь будет идти о какой-то переделке того, что есть, под актуальные нужды.
«Пока же Союзное государство нельзя назвать реально действующим механизмом — например, существует его секретариат, так полномочия данного органа абсолютно непрозрачны и больше выполняют технические функции. Кроме того, здесь нужно констатировать неважные результаты и в плане гуманитарного сотрудничества», — констатирует Болкунец.
Rambler