«Ледокол» на обочине: политический путь Ленура Ислямова
СИМФЕРОПОЛЬ, 22 ноя — РИА Новости Крым, Алексей Гончаров. Крымский полуостров полностью погрузился во тьму. Больницы, водонасосные станции и другие жизненно важные объекты переключаются на работу от дизель-генераторов. В магазинах — огромные очереди за фонарями, свечами и водой. Так начиналась энергоблокада Крыма, одним из организаторов которой был крымско-татарский бизнесмен Ленур Ислямов.
С тех пор прошло четыре года. «Энергоапокалипсис» на полуострове давно преодолен. Между тем, политические перспективы его инициатора покрылись мраком, как сам Крым в ноябре 2015-го после взрыва электороопор на Херсонщине.
С чего начинал, на что рассчитывал и к чему пришел главный архитектор крымского блэкаута — в материале РИА Новости Крым.
Блэкаут в Крыму после подрыва опор ЛЭП на Украине. Сюжет РИА Новости Крым >>
От стоматолога до вице-премьера
В украинский период Крыма Ислямов представлялся в глазах общественности успешным бизнесменом с определенным политическим влиянием. А начиналось все в конце 80-х в Узбекистане, когда молодой выпускник стоматологического факультета Ташкентского мединститута Ислямов основал строительную компанию.
В 90-е он перебирается в Москву и успешно вписывается в эпоху «дикого капитализма». Основанные им компании «Квингрупп» и «Км/ч» сотрудничают с «АвтоВАЗом» и автомобильным заводом в Запорожье, продают машины на Украине, в России, Казахстане и Узбекистане.
Параллельно бизнесмен осваивает кредитно-финансовую сферу, создав банки «Джаст-банк» и «Ресо-кредит». Ислямов часто бывает в Крыму у родных, затем переезжает на полуостров окончательно, по его словам, чтобы быть полезным своему народу.
В Крыму Ислямов расширяет свою империю. Сначала занимается поставками автобусов из Узбекистана, потом основывает компанию «СимСитиТранс», ставшей крупнейшим в регионе автоперевозчиком. Кроме того, открытая предпринимателем сеть магазинов ICom продает крымчанам продукцию Apple.
В 2011 году он выкупает у меджлиса крымско-татарского народа* акции телеканала ATR. Благодаря значительным денежным вливаниям телеканал получает современное оборудование, расширяет штат и переходит на круглосуточное вещание. Его аудитория стремительно растет. Вокруг ATR формируется медиахолдинг, включающий также две радиостанции, детский телеканал и новостной сайт.
Всем этим владеет Ислямов, но по факту телеканал стал пиар-площадкой и инструментом политического влияния меджлиса* и его лидеров. Сам Ленур-бей позиционирует себя как молодой и энергичный бизнесмен и политик, который может возглавить крымско-татарское национальное движение. При это он финансирует проекты меджлиса*, в том числе политические, но его не принимают в ряды этой структуры. Ходят слухи, что Ислямов — политический проект Кремля с целью расколоть меджлис*, учитывая российское гражданство бизнесмена и его большие деньги.
Депутат Верховной рады Украины Мустафа Джемилев и председатель Меджлиса крымско-татарского народа Рефат Чубаров (в центре слева направо)
В 2013 году Джемилев покинул пост главы меджлиса* в связи с почтенным возрастом. Но ни деньги, ни медиаактивы не помогли Ислямову стать его преемником. По популярности и авторитету среди соотечественников и влиянию за рубежом он явно уступал Чубарову — правой руке Джемилева и основному претенденту на пост в «меджлисе»*.
Шанс реализовать себя на политическом поприще Ислямов получил в 2014 году сразу после вхождения Крыма в состав РФ. Тогда лидеры «меджлиса»* выступали против выбора крымчан, но при этом вели переговоры о сотрудничестве с новыми властями республики.
Условия Джемилева и его соратников были выполнены: за ними сохранили кресло главы администрации Бахчисарайского района (на этом посту остался зампред «меджлиса»* Ильми Умеров) и предоставили квоту на должность вице-премьера, которую занял Ислямов. Однако менее чем через два месяца после назначения он был уволен — прежде всего из-за своей двойственной позиции.
Ислямов в должности вице-премьера вел антироссийскую пропаганду в своих медиа и не признавал итогов референдума. Кроме того, в правительстве республики заподозрили его в попытках решить кредитные проблемы своего бизнеса за счет республиканской казны.
С приветом из Анкары
Несостоявшийся крымский чиновник уехал за Перекоп, сменил «прописку» своих СМИ и получил украинский паспорт. От гражданства РФ Ленур-бей при этом не отказался.
После бегства из Крыма Ислямов при поддержке меджлиса* и «Правого сектора»* организовывает сначала товарную, затем энергетическую блокады полуострова. Он создает национальный вооруженный батальон имени Номана Челебиджихана, также известный под названием «Аскер».
Активисты заблокировали автотрассу у поселка Чонгар на границе Украины и КрымаВведение продуктовой блокады Крыма со стороны Украины >> https://crimea.ria.ru/trend/eda/
Новоявленный полевой командир громко заявляет о планах «освободить Крым силой», угрожает крымчанам диверсиями. Ислямов и его «гражданские активисты» берут под контроль транспортные потоки в приграничной зоне, пытаются контролировать пассажирские перевозки в этом районе.
«Аскеровцы» не гнушаются и рейдерскими захватами, как в случае с попытками прибрать к рукам бизнес-активы экс-главы администрации Генического района Херсонской области Сейтумера Ниметуллаева, который после Евромайдана уехал в Крым и занялся общественно-политической деятельностью.
Обыск в доме крымского члена нацбатальнона им. Номана Челебиджихана
Сам Ислямов и лидеры «меджлиса»* требуют от Порошенко создать крымско-татарскую национальную автономию: де-юре в российском Крыму, де-факто в Херсонской области. Инициатива активно поддерживается Турцией, желающей распространить там свое влияние. По неофициальным данным, Анкара также причастна к блокадам полуострова. Сам Ислямов заявлял журналистам, что Турция «очень поддерживает» блокаду Крыма и даже помогает «аскеровцам» военной амуницией.
Президент Порошенко поддается давлению со стороны меджлиса*, сперва никак не препятствуя действиям радикалов на границе, а затем и закрепляя блокаду полуострова на государственном уровне. Киев закрывает глаза на службу Ислямова «оккупантам» и наличие у него двух паспортов, включает ATR в бюджетное финансирование. По данным Минсоцполитики Украины, в течение трех лет телеканал получил порядка 125 млн гривен (или 330 млн рублей).
Неутешительные итоги
Меджлис* и Ислямов — скорее марионетки в большой геополитической игре, а потому при изменениях условий этой игры потребность в них может отпадать, не говоря о том, чтобы считаться с их интересами.
Включить «Аскер» в состав ВС Украины и тем самым обеспечить его бюджетное финансирование не удалось. Турция вопреки ожиданиям также особенно не помогла. Из-за безденежья от полутысячного формирования осталось несколько десятков бойцов. От этого, надо сказать, облегченно вздохнули не только местные жители, но и украинские пограничники, военные и полиция — полуанархический батальон доставлял им немало хлопот.
Так, в феврале 2017 года между «аскеровцами» и украинскими военными произошло несколько столкновений. Бойцов батальона задержали и разоружили, а на их базе нашли арсенал оружия: гранатометы, взрывчатка, АК, пулеметы.
Не раз на «аскеровцев» жаловались и местные жители. По их словам, участники блокады Крыма занимались на Херсонщине деятельностью, схожей с вымогательством и бандитизмом.
При предыдущей власти Ислямов метил в постпреды президента в «Автономной Республике Крым», но занять госдолжность не вышло. Вопрос с национальной автономией также «завис». Порошенко не пошел на ее создание из-за протестов жителей Херсонщины и давления украинских радикалов, увидевших в этом угрозу сепаратизма.
Не спешит с решением и Зеленский, соратники которого, кстати, убрали ATR из списка СМИ, которые получат бюджетное финансирование в 2020 году.
В Крыму на Ислямова из-за блокады заведено уголовное дело, от его бизнес-империи остались лишь долги. Строилась она, как выяснилось, на огромных банковских займах. В Симферополе портреты Чубарова, Джемилева и Ислямова закидали яйцамиВ Симферополе портреты Чубарова, Джемилева и Ислямова закидали яйцами >>https://crimea.ria.ru/photo/20150920/1101029423.html
Суммарный долг предпринимателя и его жены Эльвиры, на которую была оформлена часть активов, составляет порядка 1,5 млрд рублей. Суд признал супружескую пару банкротами. Их имущество в Крыму и Москве было арестовано и продано для погашения обязательств.
Попытка привлечь Ислямова к уголовной ответственности была предпринята и на Украине. Адвокат Валентин Рыбин напомнил о его работе в правительстве Крыма, которое по украинским законам трактуется как госизмена. В начале этого года суд обязал СБУ возбудить против Ислямова дело, но дальше процесс не пошел.
«Это уголовное производство никто не расследует. Украинским властям, как прошлым, так и нынешним, абсолютно не интересна доля Ислямова за решеткой. Если для предшественников он представлял «патриотический интерес», то для нынешней власти Ислямов по-моему имеет нулевую значимость», — констатировал Рыбин. По его словам, он подал несколько ходатайств о проведении допроса Ислямова и изучении соответствующих материалов, но следствие никак не реагирует.
Без шансов на вторичное использование
С момента своего появления на крымском политическом небосклоне в начале 2010-х годов Ислямов как атомный ледокол шел к цели стать первым номером в крымско-татарском движении, отмечает политолог Андрей Никифоров. Вполне возможно, он бы им стал, если бы не сменил позицию в 2014 году.
«Ислямов, как и его коллега Чубаров (Джемилева сюда не причисляю, это отдельная история) имели выбор сотрудничества с российскими властями, в результате чего первый и стал вице-премьером. Но они выбрали другое. Чубаров, очевидно, был связан обязательствами, которые он давал еще до марта 2014 года. Ислямов же имел большую свободу выбора и выбрал сторону, которая казалась ему более выгодной. Может быть, в материальном плане он не проиграл, мне сложно судить. Но в политическом плане проиграл однозначно», — полагает Никифоров.
По мнению политолога, Украине в тот период были нужны «одноразовые крымские татары», роль которых и исполнили Ислямов с соратниками.
«Они были использованы в «порошенковский» период. И не факт, что будет вторичное использование «отработанного материала». Таких технологий у украинской власти нет. Сейчас они пребывают на обочине, в забвении, ожидая, что когда-нибудь вновь понадобятся. Но это незавидная участь, которая, видимо, дает основания Ислямову время от времени вспоминать о том, что у него была и другая перспектива, и сожалеть, что он ее упустил», — считает эксперт.
Турции Ислямов тоже не нужен, убежден политолог.
«У Анкары более сложные комбинации, к тому же ради карьеры Ислямова она не станет ссориться с Россией. Конечно, Турция может как-то держать его на плаву. Но это не совсем то, на что рассчитывал сам Ислямов», — подчеркнул Никифоров.
* Организация, запрещенная в России
Rambler