Казахстан планирует нарастить экспорт бензина на рынки СНГ: последствия для ЕАЭС
Фото:
Евразия Эксперт
В октябре Россия и Казахстан подписали соглашение, которое позволит регулировать импорт нефтепродуктов из РФ и экспорт казахстанских нефтепродуктов за пределы таможенной территории ЕАЭС. До того момента, как Казахстан смог обеспечить свою «бензиновую независимость», топливо ему поставляла Россия. Но теперь, модернизировав свои НПЗ, Казахстан стремится усилить свои позиции на зарубежных рынках, что может привести к усилению конкуренции с российскими нефтяниками.
Бензин на экспорт
Соглашение между двумя странами было подписано в Москве на международном форуме «Российская энергетическая неделя — 2018» в форме протокола о внесении изменений в межправительственное соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов в Казахстан от 9 декабря 2010 г. Договор, подписанный почти восемь лет назад, предусматривал возможность беспошлинной поставки российских нефтепродуктов в Казахстан, который на тот момент не обеспечивал свои внутренние потребности в топливе и был вынужден импортировать российские ГСМ. Взамен Астана, чтобы избежать незаконного реэкспорта, обязалась не поставлять нефтепродукты за границу.
Внесенные в соглашение 2010 г. изменения, как отмечает министерство энергетики Казахстана, позволят ему более оперативно регулировать внутренний рынок нефтепродуктов в зависимости от баланса импорта и собственного производства.
Кроме того, теперь республика сможет начать экспорт своего бензина в страны СНГ. В качестве основных направлений экспорта рассматриваются соседние республики Средней Азии — Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан, которые не покрывают своих потребностей в ГСМ за счет внутреннего производства и вынуждены импортировать бензин и другие виды топлива, главным поставщиком которых ранее была Россия.
Импортозамещение ГСМ
За последние годы Казахстан, стремясь достичь «бензиновой независимости», осуществил масштабную модернизацию трех своих НПЗ. В сочетании с ростом добычи нефти это позволяло полностью покрыть потребности республики в ГСМ и начать их экспорт за пределы ЕАЭС. В середине июня министр энергетики Казахстана Канат Бозумбаев сообщил, что по итогам января-мая рост добычи нефти в республике составил 6,4%, а ее переработки — 6,2%. Общий объем переработки нефти в 2018 г. составит 16 млн т. При этом обеспеченность внутреннего рынка нефтепродуктами собственного производства за пять месяцев достигла по бензину 84,8%, по дизельному топливу — 95%, а по авиакеросину — порядка 36%.
Модернизация НПЗ и, в частности, ввод в строй двух новых установок на Павлодарском и Атырауском заводах привели к тому, что объем производимого бензина резко вырос и возник его переизбыток.
Ввиду опасности затоваривания внутреннего рынка, грозившего падением цен и остановкой НПЗ, Казахстан в августе 2018 г. ввел временный запрет на импорт российского бензина железнодорожным транспортом сроком на 3 месяца. Приказ о запрете был опубликован 14 августа и вступил в силу через 10 дней после опубликования. В качестве варианта решения этой проблемы Казахстан и планирует начать экспорт своего топлива в республики Средней Азии, что позволило бы одновременно разрешить импорт российского бензина.
В марте 2015 г. Казахстан уже вводил временный запрет на поставки российского бензина сроком на 45 дней. Причиной ограничений оказалась все та же угроза затоваривания внутреннего рынка. Только вызвана она была не ростом внутреннего производства, а резкой девальвацией рубля и наплывом большого объема дешевого бензина из России. Причем введение таких ограничений не предусматривалось нормами только что созданного ЕАЭС. Тем не менее российские нефтяники отреагировали на эту ситуацию спокойно, и по истечении полутора месяцев ограничения на импорт бензина из России были сняты.
Чей бензин лучше
Останавливаться на модернизации трех своих НПЗ Казахстан не собирается. В планах казахстанских властей — строительство четвертого НПЗ. 26 апреля Бозумбаев сообщил, что министерство нашло частного инвестора, готового участвовать в его строительстве, и на данный момент ведомственная рабочая группа уже прорабатывает технико-экономическое обоснование проекта. Месторасположение и параметры нового НПЗ должны быть обнародованы в конце этого года. Ввод его в эксплуатацию, который произойдет через несколько лет, приведет к тому, что внутреннее производство ГСМ в Казахстане еще более вырастет, а возможности для поставок бензина в соседние страны выйдут на новый уровень.
Складывающаяся ситуация чревата усилением борьбы между российскими и казахстанскими нефтяниками на рынках стран СНГ, которые Россия долгое время считала своими.
Наличие конкурента в виде казахстанского бензина может далеко не лучшим образом повлиять на экспорт российских ГСМ. Вместе с тем, основным рынком для РФ все же являются страны ЕС, где российские производители обладают рядом ценовых, логистических и маркетинговых преимуществ. Кроме того, конкуренция заставит обратить более пристальное внимание на качество и стоимость производимой продукции, включая влияющую на нее налоговую политику. Для развития общего нефтегазового рынка ЕАЭС такая ситуация может оказаться несомненным плюсом.
Александр Шустов, международный обозреватель, кандидат исторических наук
Читать ещё •••
Rambler