Истории из детства Нурсултана Назарбаева
В этом году первому президенту Казахстана, идейному вдохновителю Евразийского экономического союза Нурсултану Назарбаеву исполнилось 80 лет. Мы хотим познакомить вас с любопытными и малоизвестными фактами из жизни одного из немногих политиков постсоветского пространства, сумевшего повлиять на судьбу не только своей страны и остающегося одним из «арбитров мира».
Небо его детства
В фильме режиссёра Рустема Абдрашева «Небо моего детства», рассказывающего о юности первого Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, есть интересный эпизод. В роддоме одна из рожениц пыталась подменить новорождённого мальчика на свою дочку, которая стала седьмой по счёту в её семье. А вот пацана Всевышний ей все не давал! И решилась женщина на подмену. Дурной замысел вовремя сумела распознать мама будущего Президента Альжан. Иначе история суверенного Казахстана могла развиться по иному сценарию.
Возможно, этот инцидент — не более чем красивая режиссёрская находка. В своей автобиографической книге «Без правых и левых» Нурсултан Назарбаев написал, что все его предки были чабанами. И родился он 6 июля 1940 года на летнем пастбище (по-казахски — джайляу) на плато Ушконыр в предгорьях Заилийского Алатау, что недалеко от села Чемолган Каскеленского района Алматинской области. Вес у малыша был во истину богатырский — аж пять килограммов!
«У моих родителей очень долго не было детей, — вспоминал Нурсултан Абишевич. — И кто-то посоветовал моей матери съездить на могилу святого Раимбека и провести молитвенный обряд… Перед моим рождением матери приснился сон, будто на дне озера она нашла старинное ружье. Толкователь снов обрадовал ее: «У тебя родится сын, у которого будет долгая, полная праведной борьбы жизнь»… В день моего рождения, хоть это было лето, в горах падал снег, а в предгорьях шел дождь. Казахи называют такое явление «Нур жауды» — небесная благодать».
Вскоре после рождения первенца в семье Назарбаевых случилось несчастье — загорелось зимовье. Отец Абиш бросился бороться с огненной стихией и сильно обгорел. Больше всего пострадала рука. Несмотря на все старания врачей и народных целителей, она перестала сгибаться и начала сохнуть.
«Знаю из рассказов старших, что эти годы слились для нашей семьи в одну сплошную зимнюю ночь, холодную и голодную, — писал в книге Нурсултан Назарбаев. — А самое страшное — волки. Это уже потом, повзрослев, я понял, почему бледнело лицо матери, когда раздавался их тоскливый и жуткий вой. Боялась не волков, знала, если нападут, отец с одной рукой с ними справится. Страшно другое — вдруг зарежет стая овцу, как потом перед учётчиком оправдываться? Никаких резонов тогда не признавали: не уберёг чабан стадо — иди под суд, получай свой «червонец»».
©elbasy.kzНурсултан Назарбаев с семьёй: отцом Абишем, матерью Альжан, братьями Сатыбалды и Булатом, сестрой Анипой
В честь деда Назарбая
С выбором имени будущего Лидера нации получилась интересная история. После рождения первенца семья Назарбаевых устроила на джайляу, то есть на горном пастбище, настоящий пир. Гости наперебой предлагали свои варианты имени для малыша. В итоге Нурсултаном младенца нарекла бабушка Мырзабала. Она объединила два имени из Корана. «Нур» переводится с арабского как «свет», «сияние», и «Султан» — «правитель». Кстати, в семье будущего первого президента Казахстана называли коротко — Султаном.
Любопытно получилось и с фамилией. У казахов издревле принято давать фамилию в честь отца. То есть будущий президент независимого государства должен был быть Абишевым. Но народная традиция вошла в острое противоречие с паспортной системой СССР. Так Нурсултан Абишевич стал Назарбаевым. То есть он получил фамилию в честь деда Назарбая.
Первые годы он прожил с родителями в предгорьях Заилийского Алатау. И лишь по окончании Великой Отечественной войны семья Назарбаевых перебралась в Чемолган.
«Люди праздновали Победу, — рассказывал глава государства. — Столько людей я никогда раньше не видел. Да и матери многое было в диковинку. Она тоже впервые увидела балкарцев, чеченцев, немцев, турков-месхетинцев. Кого только не собрали горькие военные годы в нашем некогда тихом селе»!
«Никогда не наедались»
В семье Назарбаевых росли четверо детей: братья Нурсултан, Булат и Сатыбалды, а также сестра Анипа. В послевоенные годы всем жилось голодно, продовольствия не хватало. Юному Нурсултану, как старшему мальчишке в семье, приходилось почти каждое утро ездить в соседнее село за хлебом.
«Меня будят перед рассветом, я запрягаю осла и выезжаю из села, чтобы к шести часам успеть к открытию лавки в рабочем поселке (сейчас там Карагалинский суконный комбинат), — писал в книге «Без правых и левых» Нурсултан Назарбаев. — Встаю в огромную очередь, и, если вдруг все более-менее спокойно и меня не выбрасывают, к полудню добираюсь до этого хлеба. Хлеб чёрный, тяжёлый, сожмёшь его в руке — и вмятины от пальцев остаются на корке. Отстаиваю очередь два, а то и три раза, чтобы привезти домой сразу буханок десять. Хранить такой хлеб долго нельзя. Буханки разрезали и на солнце сушили сухари. Для всех большая радость».
Семье Назарбаевых ещё повезло. У них была корова, которая кормила всю семью. Из молока делали айран, его смешивали с толчёной кукурузой. Получалось незамысловатое блюдо «талкан». Конечно, не самая вкусная еда, зато питательная. Так и выживали.
«Сахар, лепёшка, чай — все эти «деликатесы» были почти недоступны, — поделился воспоминаниями первый президент РК на встрече с победителями молодёжного проекта «100 новых лиц». — Зато в изобилии сладкие корни, душистые ягоды и прочий «подножный корм», который с помощью матери я быстро научился искать. Начиная с лета яблоки, огурцы, помидоры выручали. Всё равно никогда не наедались. А может, я из-за этого здоровым стал, что недоедал. Столько жизни Бог дал».
Страшный 1929 год
Нурсултан Назарбаев всегда подчёркивает, что своим трудолюбием он пошёл в отца. Абиш был из неграмотных крестьян. Долгое время не умел ни писать, ни читать. Да и русского языка толком не знал, пока в 11-летнем возрасте не устроился в селе Пригорное Верненского уезда (ныне — Шымалган) батрачить у зажиточного крестьянина Никифорова.
«Быстро выучился говорить по-русски, освоился в крестьянском хозяйстве, а с годами стал прямо-таки незаменимым работником, — рассказывал Нурсултан Назарбаев. — Умел отец и сапоги тачать, и с мельницей управляться, и с прибылью торговать на ярмарке. А ещё замечательно пел русские и казахские песни. Под стать себе и жену выбрал — Альжан. Лучше неё никто в селе не пел и не импровизировал».
Всё рухнуло весной 1929 года. В Казахстане началась массовая коллективизация. В селе Пригорное одним из первых раскулачили крестьянское хозяйство Никифорова. Абиша Назарбаева не тронули: батрак — он и есть батрак. Пришлось идти на вольные хлеба. В те годы пришла в казахские степи страшная беда. Власти забирали у местного населения единственное средство для пропитания и жизни — скот. Начался голод. Он унёс сотни тысяч человеческих жизней. Ещё полтора миллиона казахов откочевали за пределы Казахстана. Отец Нурсултана Назарбаева остался на родине и благодаря своему трудолюбию сумел выжить в лихие годы и сохранить семью.
«Я отца помню постоянно работающего, который уходил до того, как я просыпался, и очень часто приходил после того, как я засыпал, — рассказывал Назарбаев в интервью российскому телеканалу «Россия 24». — Первое, что он мне привил, — это любовь к труду. Он терпеть не мог, когда человек сидит и ничего не делает. И второе — это мать, которая дарила, конечно, исключительно высокую любовь, которую я чувствовал».
Дружба в Чемолгане
Нурсултан Назарбаев не скрывает, что в детские годы он научился в Чемолгане самому главному — дружбе. Когда семья спустилась с горных пастбищ в небольшой, но многонациональный посёлок, он не знал ни одного русского слова. Очень быстро благодаря своим новым друзьям с улицы быстро выучил «великий и могучий». А вскоре заговорил и на балкарском языке. Ведь его близкие друзья были переселенцами с Северного Кавказа. А их он научил казахскому языку. Так и жили: весело и дружно.
«Конечно, мальчишки есть мальчишки, — делился воспоминаниями лидер Казахстана. — Бывало, и дрались «стенка на стенку», улица на улицу. Но никогда команды «бойцов» по национальному признаку не делились. Да и как разделить, когда к дому казахской семьи лепился дом турка-месхетинца, а в следующих жили Богдан, Рихард, Олег. Для меня дружба между народами никогда не являлась чем-то абстрактным, она всегда находила выражение в простом человеческом чувстве приязни к людям иной национальности, живущим одной с тобой жизнью, одними мыслями и заботами. И очень жаль, что в последнее время мы стали как-то избегать слова «дружба», подменив его безликим словосочетанием «межнациональные отношения».
Rambler