Интеграция. Инновации. Индустриализация

Леонид Вардомский, доктор экономических наук, заведующий Центром постсоветских исследований Института экономики РАН

За почти четверть века после распада СССР постсоветское пространство сильно изменилось по уровням и условиям социально-экономического развития. Наиболее высокие темпы роста были у нефте- и газоэкспортирующих стран: Азербайджана (индекс 2014 г. к 1991 г. – 266), Туркменистана (268), Узбекистана (263) и Казахстана (216) (без данных России – ред.). Но узкий профиль участия в мировой экономике не гарантирует их от экономических спадов.

А ВВП Украины и Молдовы за этот период заметнее всего сократился, составив всего 72% и 84% от уровня 1991 г. (расчеты сделаны по данным Статкомитета СНГ и ВТО).

Проблемы постсоветской интеграции

Экономики большинства постсоветских стран (ПСС) сильно пострадали от деиндустриализации, произошедшей в результате рыночной трансформации и распада СССР. При этом за годы суверенного существования в усиленном виде продолжились тренды развития постсоветских стран, возникшие еще в советское время: нарастали различия в демографическом развитии, рост трудовых миграций с юга на север.
Но главное – заметно усилился топливно-сырьевой характер экономики ПСС. Доходы большинства государств связаны либо с производством топлива, сырья и материалов, либо с их доставкой конечным потребителям, либо с развитием сопутствующих услуг (ремонтных, торгово-посреднических, банковских, аутсорсинговых и т.п.).

По видам экономической деятельности, выступавшим в качестве драйверов экономического роста, постсоветские страны довольно сильно различаются.

Можно выделить следующие основные группы: аграрно-сервисные – Армения, Грузия, Молдова, Киргизия и Таджикистан; моносырьевые – Азербайджан и Туркменистан; полисырьевые – Казахстан и Узбекистан; промышленно-транзитные – Белоруссия и Украина. Узбекистан отнесен к полисырьевому типу, но имеет и черты аграрно-сервисного, что, на наш взгляд, способствует устойчивому экономическому росту этой страны.

Произошло не только усиление сырьевой специализации ПСС, но одновременно повысилась их зависимость от потоков капитала и технологий из третьих стран, от импорта продовольствия и потребительских товаров, от трудовых миграций. Структурные изменения повысили потенциальную уязвимость ПСС от глобальной нестабильности. При этом слабость национальных инновационных и финансовых систем в условиях жесткой иерархии интересов в глобальной экономике не позволяет странам начать новую масштабную индустриализацию, которая позволила бы диверсифицировать их международную специализацию.

Интеграционные процессы на постсоветском пространстве не были ведущими факторами роста экономики у большинства ПСС.

Институты постсоветской интеграции, создававшиеся с момента распад СССР, в основном были нацелены на создание благоприятных условий для взаимных торговых и социальных связей. При этом Россия оказывала значительное влияние на экономики ПСС через экспортные цены и пошлины на углеводороды, потребление товаров их традиционного экспорта, импорт рабочей силы, через экспорт и импорт транзитных услуг, деятельность российских компаний (наиболее ярко это проявилось в ускоренном развитии мобильной связи и Интернета), ну и, конечно, через курсовую политику.
Косвенное влияние на экономический рост России и ее партнеров по СНГ оказывали социальные факторы интеграции постсоветского пространства.

Это безвизовый режим (за небольшими исключениями), масштабные трудовые миграции, значительные национальные диаспоры, роль русского языка как языка межнационального общения, широкие социо-культурные связи.

Режим двусторонней свободной торговли (с небольшими изъятиями и ограничениями) с Россией ограничивал падение национальных экономик, но не мог остановить процесс экономической дезинтеграции, поскольку наблюдался сильный спад в инвестициях, шла дивергенция национальных институтов, расходились подходы стран к будущему развитию.

ЕАЭС и всеобщая индустриализация

Расширение ЕС на восток в 2000-е гг. усилило расхождение ПСС по интеграционным приоритетам. В качестве ответной меры был в 2011 г. подписан договор о многосторонней зоне свободной торговли СНГ на принципах ВТО, которая была запущена в 2012 г.

Белоруссия, Казахстан и Россия объявили о проекте Таможенного союза, который начал действовать в 2010 г. Быстро пройдя стадию формирования единого экономического пространства, страны с 1 января 2015 г. учредили Евразийский экономический союз, который стал главным интеграционным проектом постсоветского пространства. СНГ отошло на второй план.

Однако динамика торговли в рамках ЕАЭС оказалась неустойчивой. Ее бурный рост после установления режима таможенного союза с 47 млрд дол. до 63 млрд. дол. в 2011 г. и 68 млрд. дол. в 2012 г., далее сменился сокращением – 64 млрд. дол. в 2013 г. и 57 млрд. дол. в 2014 г. В 2015 г. этот тренд продолжается.

Следует подчеркнуть, что становление ЕАЭС происходит в условиях вялой мировой экономической конъюнктуры, замедления экономического роста стран-участниц, членства РФ (с 2012 г.) и Казахстана (с 2015 г.) в ВТО, что изменяет условия конкуренции на пространстве ЕАЭС. Немаловажен и тот факт, что в данный момент в полной мере проявилось исчерпание потенциала сырьевого роста экономик стран ЕАЭС.

Энергетика евразийской интеграции, выражающаяся в росте взаимных инвестиций и торговли, пока слабее, чем глобальных факторов. Эффекты от деятельности институтов ЕАЭС блокируются примитивизацией производства, низкой по разным причинам конкурентоспособностью стран-членов и множеством нетарифных барьеров на пути взаимной торговли (несмотря на почти полное упразднение тарифов на ее пути).

Вдобавок к этому либерализация взаимных торговых отношений стран ЕАЭС не сочетается с либерализацией национальной экономической жизни. Формирование единого таможенного пространства не поддерживается соответствующими изменениями в регулировании национальных экономик.

Деятельность ЕЭК малозаметна и не приводит к динамичному увеличению субъектов интеграционных процессов, дополнению вертикального построения интеграционного процесса горизонтальными каналами взаимодействия субъектов интегрирующегося рынка (компаний, территориальных администраций, некоммерческих организаций и т.д.), разработке и реализации крупных многосторонних проектов. Это означает, что страны пока не готовы ограничить свой суверенитет в сфере управления национальными экономиками.

Серьезные испытания для формирующегося ЕАЭС создают санкции Запада в отношении России.

Для усиления роли ЕАЭС в экономическом развитии стран-участниц необходимо уделять большее внимание многосторонним проектам, позволяющим увеличить взаимную комплементарность экономик путем не только наращивания традиционных связей, но и создания производств в рамках новой индустриализации.

Общей проблемой всех постсоветских стран остается развитие экспорта новых технологий и новых продуктов. Необходимо активизировать и объединить усилия по созданию новых экспорториентированных производств, выпускающих продукцию более глубокой степени переработки.
Мировой опыт свидетельствует, что успешность интеграционной группировки и ее устойчивое развитие зависит от того, насколько она опирается на национальные технологические разработки и каково ее место в мировом инновационном процессе.

Региональные технологические и продуктовые нововведения, получающие мировое признание, лежат в основе роста взаимного товарооборота и национальных экономик. Поэтому формирование ЕАЭС должно быть тесно увязано с программами модернизации национальных экономик, созданием необходимых институтов, продвигающих новые продукты и технологии на общий рынок стран-участниц и за его пределы, широкое внедрение аутсорсинга в инновационной и хозяйственной деятельности.

По большему счету, речь идет о скоординированной новой индустриализации постсоветских стран.

Читайте также:


Комментарии запрещены.

Информационный портал Аkimataktobe.kz

Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru