Грузопоток Шелкового пути «застревает» на белорусско-польской границе
МИР: теперь мы пойдем и на юг ЕвропыПо итогам 2017 года совокупный объем контейнерных перевозок транзитом через территорию ЕАЭС по оси Китай — Европа — Китай составил 262 тысячи TEU, что в 1,8 раза превышает показатель 2016 года.
Согласно проведенному анализу, имевшее место в 2013–2016 годах ежегодное удвоение числа контейнерных поездов и объемов контейнерных грузов на маршрутах КНР — ЕАЭС — ЕС во многом было обусловлено субсидированием со стороны китайских властей экспортных железнодорожных перевозок. Фактическое «обнуление» тарифа на провоз контейнера по территории КНР способствовало оперативному переключению грузопотоков китайских экспортеров с морских маршрутов на железнодорожный транспорт.
Только в 2016 году объем субсидий со стороны китайских провинций составил около 88 миллионов долларов.
«Данная оценка предполагает средний размер субсидирования контейнерных перевозок на уровне 2500 долларов за 40-футовый контейнер и совокупное количество субсидируемых контейнеров из центральных провинций КНР на уровне 35 тысяч 40-футовых контейнеров. В среднем размер субсидии для одного 40-футового контейнера составляет всего 0,3–0,4% от стоимости перевозимого в контейнере груза. Рост последних лет был достигнут при уровне сквозного железнодорожного тарифа 4800–6000 долларов за 40-футовый контейнер (с учетом субсидирования в размере около 40%). Сохранение и расширение субсидирования перевозок со стороны китайских провинций — ключевой вопрос для обеспечения перспектив роста контейнеропотока», — говорится в исследовании.
Взрывной рост
Эксперты отмечают, что железнодорожные перевозки обладают рядом неценовых преимуществ для грузоотправителей. К преимуществам «по удобству» относятся более короткие сроки, регулярность и адресность доставки.
©
Sputnik / Александр ИмедашвилиЕртысбаев: новая железная дорога – главное событие годаПо оценкам авторов доклада, потенциал развития контейнерных перевозок между Китаем и Европой за счет преимуществ «по удобству» не исчерпан и может вырасти.
«До 2019–2020 годов взрывной рост контейнеропотока мы считаем обеспеченным. После выхода на плато для дальнейшего роста необходим более низкий тариф. Его могут обеспечить инвестиции в физическую инфраструктуру, транспортно-логистические центры, тяговую силу, инфраструктуру пограничных переходов, электронные технологии. А также координированная на уровне «Большой Евразии» тарифная политика», — говорится в докладе.
Согласно одному из выводов применяемый в настоящее время сквозной тариф, с учетом субсидий, в среднем на уровне 5500 долларов за 40-футовый контейнер обеспечивает потенциал для дальнейшего роста контейнеропотока до 500 тысяч TEU в 2020 году, то есть в два раза.
Барьеры
Одним из самых острых барьеров, препятствующих росту контейнеропотока по Шелковому пути оказались недостаточные мощности польских железных дорог и пунктов пропуска на белорусско-польской границе.
©
Sputnik / Анатолий Устиненко Как развивать сухопутные маршруты ЕАЭС и Шелкового пути, рассказал эксперт»Недостаточные мощности пунктов пропуска на белорусско-польской границе — один из основных барьеров, препятствующих росту контейнеропотока по оси КНР — ЕАЭС — ЕС. Об этом будет подробно изложено в следующем докладе ЦИИ ЕАБР, посвященном анализу влияния нетарифных барьеров на транзитный потенциал и развитие транспортных коридоров стран — членов ЕАЭС», — анонсируют эксперты.
В благоприятном сценарии в долгосрочной перспективе совокупный грузопоток по оси Китай — ЕАЭС — ЕС может вырасти до 1,3 миллиона TEU.
При сохранении сложившегося несбалансированного соотношения контейнеропотоков с Востока на Запад и с Запада на Восток (2:1) и при дозагрузке маршрутов в направлении Запад — Восток любыми контейнеропригодными грузами в перспективе агрегированный железнодорожный контейнеропоток по оси Китай — ЕАЭС — ЕС может составить два миллиона ТEU в год, считают эксперты.