Градообразующий «Восход»
Фото:
Хабаровский край сегодня
Экологичное уничтожение боеприпасов и новые виды шашек-детонаторов — чем живет в Хабаровском крае один из старейших на Дальнем Востоке оборонный завод, узнал корреспондент ИА «Хабаровский край сегодня». Завод по производству боеприпасов и промышленных взрывчатых веществ «Восход» работает в небольшом поселке Эльбан с 1941 года — именно тогда была выпущена и отправлена на фронт первая партия продукции. Сегодня он продолжает работать и является градообразующим предприятием. О том, как идут дела на заводе, рассказал генеральный директор предприятия Валерий Острожный.
— Валерий Николаевич, недавно ФГУП «Восход» сменило форму собственности. Повлияет ли это как-то на дальнейшую работу предприятия?
— Действительно, в связи с общей политикой и мнением, что ФГУПы неэффективно работают, с недавнего времени Дальневосточное производственное объединение «Восход» поменяло форму собственности. Теперь мы — акционерное общество. Никаких существенных изменений это не несет: имущество так и осталось принадлежать государству и 100% пакет акций также числится за ним. Функции предприятия также не поменялись: снаряжение и утилизация боеприпасов, производство промышленных взрывчатых веществ. К сожалению, на данный момент нет гособоронзаказа по снаряжению и производству новых боеприпасов.
На Дальнем Востоке были ликвидированы все предприятия, которые изготавливали корпуса боеприпасов. Именно эти заводы поставляли комплектующие к нам на «Восход» для снаряжения. Теперь же корпуса изготавливают только в западной части страны, а везти их к нам для снаряжения, а затем отправлять обратно нецелесообразно. Поэтому мы и не выдерживаем ценовую политику конкурсов, которые предлагает Министерство обороны.
— Еще одна подотрасль «Восхода» — утилизация боеприпасов. Как происходит уничтожение и не опасно ли оно для окружающей среды?
— Что касается утилизации, мощности сохраняются. У нас боеприпасы уничтожаются экологично. Мы ничего не подрываем на полигонах, ведь при детонации выделяются вредные вещества в атмосферу и в почву, а территории вокруг захламляются осколками. Мы разбираем всё на составные части и получаем черные и цветные металлы, которые впоследствии возвращаются в народное хозяйство. А из взрывчатых веществ, которые мы извлекаем из боеприпасов, производится промышленная взрывчатка. Одним словом, реализуем безотходное производство. «Восход» сегодня имеет возможность утилизировать широкий спектр боеприпасов от мелкого калибра до крупного: авиабомбы, снаряды, мины, морские реактивно-глубинные бомбы и боевые части ракет.
— Промышленная взрывчатка — основной вид продукции, выпускаемой на «Восходе»?
— Да, основной вид деятельности, который занимает сейчас от 98% до 86% объема общего производства — это изготовление промышленных взрывчатых веществ. Эта взрывчатка считается гражданской продукцией и используется для ведения взрывных работ для добычи руд, угля, при строительстве дорог, при подготовке грунта, для изготовления щебня и так далее, применение широкое. Мы поставляем ее для всего Дальневосточного региона: от Колымы до Приморского края, от Камчатки до Байкала. Небольшие партии экспортировали также в Казахстан и Монголию.
— Никогда этот вид производства не простаивал?
— Помню, когда грянул последний кризис, многие компании прекратили существование. А мы только наращивали производство. Нас уберегло строительство ответвления железной дороги Углегорск — Ильинское, на этот участок мы поставляли большие объемы взрывчатки — по несколько вагонов в неделю. Сегодня у нас есть перспективы: идет строительство магистрального газопровода «Сила Сибири», расширяется сеть дорог на Дальнем Востоке, реализуются другие масштабные проекты, где наша продукция востребована.
У нас есть перспективы нарастить объемы производства, могу даже сказать, что на «Восходе» существует нехватка рабочих рук примерно в 150 человек, сейчас же на предприятии заняты больше 860 человек. Что касается производства промышленных взрывчатых веществ, за 2017 год мы реализовали 22,5 тыс. тонн продукции, в нынешнем планируем увеличить эти цифры до 25 тыс. тонн.
Что касается утилизации, то на 2018 год у нас есть контракт на 300 млн рублей, а на 2019 год — 200 миллионов, при этом в 2017 сумма была 100 млн рублей.
— Есть ли у предприятия внутренние конкуренты?
— Конечно, по изготовлению промышленных взрывчатых веществ всегда идет жесткая конкуренция, приходится прорабатывать новые идеи, что-то придумывать. Например, шашка-детонатор, которая нужна для инициирования взрывов в скважине. Наши специалисты разработали еще один вид эффективной шашки. В этом году хотим разработать два вида.
— Территория и техническое оснащение позволяют открыть на заводе дополнительное непрофильное производство. Задумывались ли вы над этим?
— Да, у нас были идеи, например, развернуть мощности по производству стройматериалов или изделий из пластмасс. Но реализовать это не удалось — сказывается нехватка оборотных средств, ведь предприятие живет только за счет того, что зарабатывает. Поэтому, пока мы изыскивали средства на осуществление задуманного, идеи становились уже не актуальны.
— «Восход» считается градообразующим предприятием Эльбана. Не боитесь внутренней конкуренции за кадры — не уйдут ли люди на какие-то другие предприятия, которые запланированы всевозможными планами развития?
— Я не беспокоюсь, что кадры уйдут. Если взять восстановление сельхозпроизводства на базе бывшего совхоза «Эльбанский» — так называемое «Возрождение миллионера», то, во-первых, профиль другой, а во-вторых, если и будут возрождать, то по последнему слову техники, а значит особо много кадров там не потребуется. Все мы, кто работают на «Восходе», надеемся, что наше предприятие будет работать и развиваться — все предпосылки для этого есть.
Rambler