Где-то сошли сели, где-то не так сели
На неделе только и разговоров о селе в Алматы: люди уже обращаются к властям за помощью. А самые ушлые действуют по методу героя известной комедии Шпака: «Всё, что нажил непосильным трудом… Три магнитофона, три кинокамеры заграничные, три портсигара отечественных, пиджак замшевый. Три штуки»… Граждане, если оглянуться – у нас сели чуть ли не каждый день. Правда, разной степени разрушительности.
Например, аким Восточно-Казахстанской области Даниял Ахметов заявил в четверг, что тарифы на тепло в нашем заполярном Семее всё равно будут повышены. Иначе поставщики тепла вконец обанкротятся. Я точно знаю, что фильмы ужасов всегда окупаются в прокате. А повышение тарифов у монополистов всегда прокатывает по одной и той же причине: у них опять кончились деньги после предыдущего повышения. И так по кругу: тепло, вода и прочая коммуналка подорожала, людям платить нечем – долги выше крыши, поэтому у монополистов нет денег на ремонт магистралей. И в правительстве не могут понять, что делать с этой собакой, которая у попа была. Ну, вы помните «Убил, закопал и надпись написал»… Сели-то у нас не каждый год случаются, а рост тарифов — наоборот.
Или вот: коллеги сообщили в субботу, что экс-премьер Серик Ахметов, которого обвиняют в коррупции и который требует освобождения поскольку ни в чём не виноват, почему-то вернул государству почти полмиллиарда тенге «в качестве возмещения ущерба». Тут у меня в голове случился сель: если не виноват, то почему вернул? Три магнитофона, три пиджака… Откуда у него вдруг такой деньгопровод открылся?
Наверное, это совпадение: в пятницу в Астане начался суд над группой офицеров Министерства обороны, которым инкриминируют хищение госсредств весом почти 550 миллионов тенге. И в тот же день прошло расширенное совещание Верховного суда. Председатель ВС Кайрат Мами призвал коллег не бояться выносить оправдательные приговоры (пора де «отходить от обвинительного уклона»). И с удовлетворением отметил, что в мировом индексе тюремного населения Казахстан опустился с 41 на 47 место, что не может не радовать. С другой стороны Кайрат Абдразакович без удовольствия отметил, что некоторые коллеги нарушают производственную дисциплину: на заседания опаздывают, во время заседаний отвлекаются на свои гаджеты. В общем не правосудие, а стихийное бедствие какое-то. И кого в таких условиях можно оправдать?
Кстати, в пятницу, но уже же в Алматы лжетеррорист, «заминировавший» аэропорт южной столицы был осуждён на полтора года колонии с выплатой штрафа в 2 миллиона тенге. Сурово. Но из-за этого прохвоста пришлось эвакуировать почти 2000 человек и задержать вылеты 12 рейсов. Что у него в голове творилось, когда в полицию звонил: мозготрясение с наводнением?
Да, на неделе Генеральная прокуратура заявила, что к 2018 году процент трудящихся осуждённых доведут до 75%. А то они с ума от безделья сойдут. Впрочем, если такими темпами судьи и прокуроры будут шконки освобождать, то в эту цифру я охотно верю. Но до этого, как мне кажется – как до конца Света. Нужен мощный толчок, ну, или сель в виде правильных законов и желания предпринимателей приобщить убийц, грабителей и коррупционеров к общественно-полезному труду. Ну хотя бы ликвидировать последствия селей и других стихийных бедствий.
В тему: с 1 сентября студенты и школьники Астаны смогут оповещать соответствующие органы о фактах коррупции посредством WhatsApp. Пока только в учебных заведениях. Но лиха беда начало! То-то начнётся, когда «позолоченная» молодёжь, не знаю броду (то есть законов), начнёт махать серпом правосудия налево-направо. А клевета-то у нас нынче – уголовно-наказуемое деяние.
Как бы вдогон: молодёжное крыло «Нур отана» «Жас отан» отберёт в этом году 3-4 десятка молодых и талантливых для участия в проекте «Молодёжный кадровый резерв» – республиканскую базу данных начинающих специалистов, «мотивированных на карьерный рост, обладающих высоким уровнем развития профессиональных навыков и управленческих компетенций». Тут всё честно – не гербалайф! Лишь бы брали пример не со всех старших товарищей подряд. А то получится, как у Ахметова или Шпака…
Чуть не забыл! Во вторник вице-министр финансов Ардак Тенгебаев выдвинул две идеи. Первая: ввести обязательное декларирование имущества казахстанцев за рубежом. И вторая: продлить срок легализации имущества и капиталов до 31 декабря 2016 года. Если кто забыл, то напомню: эта акция началась почти год назад. Пока что сограждане легализовали добра на 300 миллиардов тенге. Непричастные же замирают в нетерпении: кто? Сколько? Где? Почём? Кто родня? Сколько зим и сколько лет будет в итоге светить тем реципиентам привилегий, кто не засветит свои магнитофоны, пиджаки, портсигары и прочее, нажитое непосильным трудом.
Закругляя тему. Национальный фонд развития финансовых услуг провёл в 14 областях страны специальное исследование. Выяснилось, что почти половина сограждан банкам не доверяет и предпочитает хранить деньги у себя дома. Возможно, потому что 43% понятия не имеют о страховании депозитов, а у 63% наличные имеют обыкновение заканчиваться до ближайшей получки.
В общем, в этой сфере тоже нужен некий сель, который изменит ситуацию в лучшую сторону. Или для этого пока не сезон?