Евразийский проект: взаимодополняемость и суверенитет
Алексей Мухин, генеральный директор Центра политической информации
Процесс евразийской интеграции идет намного сложнее и медленнее, чем, например, шел процесс образования Таможенного союза. Это связано, прежде всего, с тем, что евразийская интеграция помимо экономического сотрудничества предполагает определенную унификацию политического поля, гармонизацию законодательств, создание наднациональных институтов.
Тем не менее, подписание 29 мая 2014 года Договора о Евразийском экономическом союзе и его последующая ратификация обеспечили союз необходимой международной правосубъектностью.
Это было весьма кстати, так как в ходе интеграции на евразийском пространстве против России была развязана настоящая информационно-санкционная война в глобальном масштабе, в том числе, и на постсоветском пространстве.
При этом на экономике Казахстана и Белоруссии санкционные меры против России должны отразиться как раз позитивно: партнеры Москвы по Таможенному союзу получили все преимущества по реэкспорту в Россию, пусть и не вполне легальному, запрещенных для ввоза на ее территорию товаров.
А кроме того, западные компании, которые сейчас боятся инвестировать в Россию, но заинтересованы в сохранении позиций на этом сегменте рынка, неизбежно будут инвестировать в Казахстан и Белоруссию, создавать на их территории производства, а потом выходить на российский рынок без пошлин и таможенных ограничений.
Представляется, что основная мотивация интегрирующихся в ЕАЭС государств должна заключаться в стремлении выдержать глобальную конкуренцию, создав большой внутренний рынок.
Соответственно, общей и наиболее важной предпосылкой для евразийской интеграции не должны служить попытки государств получить личные преференции и требования уступок со стороны более развитых стран.
Важной предпосылкой экономического характера в этой связи является взаимодополняемость экономик государств евразийского региона. Так, члены Евразийского экономического союза обладают значительным потенциалом, который может составить целостную и самодостаточную экономическую систему. Для извлечения существенной выгоды для всех игроков должен быть достигнут максимальный уровень скоординированности экономической политики в государствах, вхожих в объединение.
Преимущества для Казахстана
Конечно, общим для всех участниц интеграции является желание обеспечить сохранность собственного суверенитета. Например, Казахстан в данной ситуации заинтересован в более интенсивном партнерстве с Россией перед лицом набирающего мощь Китая.
Эксперты часто позиционируют Казахстан как лидера интеграционного процесса на постсоветском пространстве, что в определенной мере повышает его политический вес в мире.
Конечно, евразийская интеграция открывает для Казахстана широкие возможности. Во многом это те же преимущества, что и для России – рынок сбыта и новые стимулы для структурных изменений в экономике. Однако имеет место разница в масштабах и другие специфические выгоды.
Рынок сбыта
Казахстан, открывая свой 17-миллионный рынок, взамен получает доступ к рынку, существенно большему по объему (более 150 млн. человек). Широкие возможности для казахстанского бизнеса открываются в связи с созданием единого центра государственных закупок, доступ к которому получат предприниматели всех стран-участниц ЕАЭС. Так, объем госзакупок в России и Белоруссии составляет 198 млрд. долл. США, что превышает тот же показатель Казахстана в 26 раз. Совокупный объем импорта стран ЕАЭС (без Казахстана) составляет 360 млрд. долларов.
Россия, являясь крупным импортером продовольственных товаров, может создать дополнительные стимулы к развитию сельского хозяйства Казахстана. На данный момент совокупный объем российского импорта продовольствия составляет 20-25 млрд. долл. Сюда входит 1 млн. тонн мяса и 4 млн. тонн овощей. При этом замещение западных поставщиков продуктов питания российскими, белорусскими и казахстанскими соответствует интересам безопасности России.
Возможности транзита. Одним из главных интересов Казахстана является доступ к российской транспортной инфраструктуре. Так, за счет благоприятных условий доступа экспортеры Казахстана сократят транспортные издержки, что будет способствовать росту конкурентоспособности продукции на зарубежных рынках. На текущий момент объем казахстанского транзита через территорию России только по железной дороге равняется 15% всего объема экспорта из республики (168 млн. тонн.).
Нужно отметить, что Казахстан настаивает на возможности использовать газотранспортные возможности ЕАЭС для экспорта в страны Европы. Последнее невыгодно для России, которая предлагает общий доступ к трубе только для внутренних поставок. Тем не менее, общий топливно-энергетический рынок все же будет создан. Крайний срок его формирования – 2025 год, а по условиям недискриминационного доступа к энергетической инфраструктуре – 1 января 2016 года.
Инвестиционная привлекательность
Создание общего рынка увеличивает инвестиционную привлекательность самого Казахстана.
Во-первых, это внутренние инвестиционные эффекты, когда в результате «конкуренции юрисдикций» прослеживается стремление бизнеса передислоцироваться из России в Казахстан.
Во-вторых, будучи частью крупного рынка, Казахстан становится более привлекательной для инвесторов из третьих стран. Красноречивым тому доказательством служит факт, что с начала функционирования Таможенного союза объемы ПИИ в обрабатывающую промышленность Казахстана выросли с 1,8 млрд. долл. в 2009 году до 3,4 млрд. долл. в 2012 году (на 88%). При этом общий объем ПИИ за отмеченный период увеличился на 6,9 млрд. долл.
Согласно статистическим данным, евразийская интеграция уже принесла для Казахстана существенные выгоды. С 2009 по 2013 год в республике в 50 раз выросло производство легковых автомобилей (с 745 шт. до 37,5 тысяч шт.). Выпуск грузовых автомобилей вырос в 6,5 раз, телевизоров и приемников – в 2 раза, минеральных удобрений – на 10%, алкогольной продукции – на 20-30%, продуктов переработки молока и мяса – на 90%, растительного масла – на 35%, макаронных изделий – на 34%.
Пользу от интеграции ощутят и рядовые потребители. Благодаря более высоким требованиям в рамках ЕАЭС к качеству выпускаемой продукции и росту конкуренции граждане Казахстана получат более широкое предложение товаров и услуг. Другой значимый эффект, который напрямую создает возможности для жителей республики, заключается в появлении новых рабочих мест за счет открытия совместных предприятий.
Все эти факты и факторы, в принципе, должны привести элиты Казахстана в более сбалансированное состояние по отношлению к евразийской интеграции. Что позволит руководству страны более активно двигаться в заданном направлении, несмотря на давление восточных (Китай) и западных (ЕС и США) партнеров.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.