Единый реестр промтоваров ЕАЭС облегчит участие в российских госзакупках — казахстанский эксперт
С 30 апреля в России действует запрет на приобретение иностранных промтоваров в рамках госпрограмм и для оборонных нужд, а для остальных госзакупок — правило, по которому закупка товара за рубежом запрещена, если имеется хотя бы два российских поставщика. Против подобных ограничений выступили Беларусь и Казахстан, и после консультаций в ЕЭК был найден выход. Проблему решит Реестр евразийской промышленной продукции, участники которого получат равные права при участии в госзакупках. О том, как устроен его механизм и как идет процесс подготовки документа к работе, корреспонденту «Евразия. Эксперт» рассказал исполнительный директор Союза обрабатывающей промышленности Казахстана Адилбек Бектибаев.
— Адилбек, какие вообще проблемы возникли у производителей при участии в российских госзакупках и чем вызван ажиотаж вокруг них?
— По этому вопросу были разбирательства в Евразийской экономической комиссии, и в июле 2020 г. было принято решение на уровне глав правительств о создании единого евразийского реестра промышленных товаров. Однако за основу было поручено принять 719‑е российское постановление. Защита своего рынка — разумная позиция, но выглядит она как желание России, чтобы общие требования к вопросам подтверждения страны происхождения товара были приняты по лекалу 719‑го постановления. Разумеется, с распространением их на все страны ЕАЭС. Это нереально.
Есть товарные позиции, которые производятся во всех странах. Есть такие, что производятся только в некоторых странах. Есть то, что не производит никто, кроме самой России. Так что остро стоит вопрос не о доступе к российским госзакупкам, а о беспрепятственном доступе к госзакупкам всех стран Союза.
В новом реестре будет чуть больше 200 позиций промышленных товаров. По ним будут выставлены требования по выполнению технологических операций. В случае соблюдения требований товар признается произведенным на территории ЕАЭС, попадает в реестр, что дает право производителю участвовать во всех госзакупках. В таком случае никто не сможет выставить дополнительных барьеров.
— На какой стадии находится обсуждение?
— Сейчас разрабатываются правила формирования реестра, и нет такого, чтобы Казахстан или Белоруссия с чем-то были не согласны. Все страны хотят, чтобы нормы и требования были нормально и понятно прописаны и были одинаково выполнимыми для всех стран.
Приведу конкретный пример, насчет которого идут особенные дискуссии: документация о странах происхождения товаров машиностроения. В Казахстане собираются российский «ВАЗ» и «Кировец», белорусские тракторы. В 719‑м постановлении есть норма, что если у завода нет права на конструкторскую документацию и ее изменение, то товар не может быть признан произведенным на территории страны ЕАЭС. Казахстанские заводы, которые я назвал, работают по лицензионному соглашению, у них нет прав на эту документацию и прав на ее изменение.
Я буквально на днях привел при обсуждении этот пример и призвал коллег внимательно подумать — если это требование сохранить, у Казахстана теряется всякий смысл собирать российскую и белорусскую автотехнику. Белорусская сторона с нами согласилась, а россияне пока думают.
Все же зажимать производителей по документации — не прогрессивно. Здесь нужны коррективы. По идее, с созданием единого реестра Россия избежала создания собственного барьера. А ведь можно было пойти путем отмены спорных постановлений.
— Так ли нужен Реестр? Разве нельзя договориться иначе?
— Реестр нужен, но с приемлемыми для всех государств условиями.
Уже удалось достичь взаимопонимания и согласования деталей по мебельной промышленности, энергетическому машиностроению, компрессорному и холодильному оборудованию, по химической (смешению компонентов), легкой промышленности. Кое-какие замечания остались по станкостроению. А вот по автопрому и спецмашиностроению, как я уже говорил, есть принципиальные замечания.
Мы почти каждый день заседаем в режиме онлайн, обсуждаем. Насколько я знаю, после 20 сентября вопросы снова войдут в повестку дня очередного заседания Евразийского межправительственного совета. Скорее всего, там будут приняты какие-то концептуальные решения. Потом как, я понимаю, уже в ноябре стороны отшлифуют формальности.
— То есть реестр будет готов к концу 2020 г. ?
— Полагаю, заработает с 1 января 2021 г. Самые спорные моменты страны будут решать на самом высоком уровне. А пока нам дают возможность, мы работаем, отстаиваем свои позиции.
Единственное, над чем мы сейчас бьемся в рамках своих полномочий по всем отраслям — это чистота норм.
Документ должен быть идеальным и понятным, без двояких толкований, чтобы завтра у экспертов не было возможности выкручивать руки заводам и требовать денег за какие-то мнимые нарушения.
Если получится это сделать — это будет благо для всех стран. Чем каждая страна будет отдельно подтверждать происхождение товара, лучше разовое подтверждение на уровне ЕАЭС. Реестр открывает хорошую возможность для экспорта товаров в страны ЕАЭС. Для экспортно-ориентированных производств это — огромное благо и новый этап развития.
Rambler