Чечено-ингушский бартер. Костер не угас
В начавшемся обсуждении поправок к Конституции была высказана абсолютно правильная, бесспорная, стержневая идея — ни при каких обстоятельствах не допускать изменения/уменьшения границ Российской Федерации и даже наложить запрет на любые переговоры, в которых может быть поставлен такой вопрос.
Речь шла, разумеется, о внешних границах, но если всмотреться, то эта проблема имеет и внутреннее конституционное измерение. Не все народы нашего государства до сих пор удовлетворены тем, как проходят границы с соседями внутри страны. И самые жаркие страсти исходят, как можно было и ожидать, с Кавказа, а конкретно из Ингушетии. И неудивительно — ведь в Конституции Ингушской Республики, принятой в феврале 1994 года на взлете «парада суверенитетов», когда Чечня и Ингушетия объявили о самостоятельности, статья 11 гласит:
«Возвращение политическими средствами незаконно отторгнутой у Ингушетии территории и сохранение территориальной целостности Республики Ингушетия — важнейшая задача государства».
И, если возразить против сохранения территориальной целостности всей России или её части никому и в голову не придёт, то вот к главной, задиристой, а по сути экстремистской части этой статьи, есть много вопросов.
Камнем преткновения территориальных претензий и очагом боевитых настроений ингушей является Пригородный район — ингуши считают его нахождение в составе Северной Осетии-Алании незаконным. Корни проблемы тянутся к сталинским методам обращения не только с отдельными личностями, но и с целыми народами — в 1943 году была осуществлена поголовная высылка некоторых народов Северного Кавказа в Сибирь и Казахстан — всё население Чечено-Ингушетии, Карачаево-Черкессии, Кабардино-Балкарии от мала до велика было таким варварским способом наказано за сотрудничество с немцами отдельных пособников.
Прежние границы перестали существовать — так, опустевший Карачай стал территорией Грузии, Ингушетия — частью Северной Осетии. Её население избежало печальной участи соседей, видимо, благодаря тому, что именно на рубежах Северной Осетии поистине героическими усилиями, огромным напряжением и ожесточённой стойкостью было остановлено продвижение вермахта.
Одним из краеугольных камней десталинизации стало возвращение высланных народов к своим очагам — была создана специальная Комиссия, в январе 1957 года был отменён Указ о депортации коренных жителей Северного Кавказа. Чечено-Ингушская АССР была восстановлена примерно в прежних границах. Исключение составил лишь Пригородный район, который так и остался в составе ненаказанной Сталиным Северной Осетии.
Однако Чечено-Ингушетию не оставили в обиде, в положении изгоя, власть продемонстрировала благожелательное отношение — в качестве компенсации за причинённые тяготы и лишения восстановленной автономной республике отошли новые территории: Наурский, Шелковской и Карагалинский районы Ставропольского края. Их русско-казаческое население поворчало, но смирилось.
Казалось бы, все предпосылки для мирного сосуществования были созданы, но оказалось, что ингушам полученного даром мало. Претензии на Пригородный район продолжали годами тлеть и в ельцинскую эпоху «всеобщего попустительства» вышли наружу в вооруженном противостоянии с осетинами — в октябре-ноябре 1992 года дело дошло до этнополитического конфликта на территории Пригородного района, жертвами которого стали сотни людей с обеих сторон.
Но мы, слава богу, живём теперь в иные времена, а Конституция тогдашней Ингушской Республики (так и не трансформировавшейся в Конституцию нынешней официальной Чечено-Ингушской АР) смотрится одиозным анахронизмом. Это документ из небытия, который не может, не должен иметь юридической силы, поскольку отдельно взятой Ингушской Республики более не существует, как и печально-знаменитой «Республики Ичкерия». Тем не менее, ингуши предпочитают этого очевидного факта не замечать и сделали статью 11 той Конституции мерилом своего патриотизма и основой для территориальных претензий.
Заявление члена Совета старейшин Общественной палаты Российской Федерации Владимира Лагкуева из Северной Осетии о несоответствии Конституции Ингушетии Основному закону России вызвало граничащее с истерией возмущение в ингушском обществе — её старейшины обратились к руководству Общественной палаты с официальным требованием снять В. Лагкуева с должности зампредседателя Комиссии по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений.
Но и сама формулировка статьи 11 вызывает принципиальные вопросы. Во-первых, она провозглашает «возвращение незаконно отторгнутой у Ингушетии территории… важнейшей задачей государства».
Зачем тогда организовывать наэлектризованные многотысячные митинги (до 15 тысяч мужчин), перерастающие в беспорядки и ожесточённые схватки с бойцами Росгвардии? А в перерывах между такими столкновениями, с упорством, достойным иного применения, годами разогревать боеспособное население республики через местные соцсети, в которых местные политики и блогеры «без тормозов» (типа Урусхана Кускиева на сайте «Эхо Кавказа») призывают к неповиновению, а то и к смещению руководства Ингушетии, которое, дескать, встало на путь «предательства национальных интересов и чаяний».
Ещё в 1996 году член Президиума Народного Совета Ингушетии, президент Гуманитарного Фонда Ингушетии Беслан Костоев в статье в «Независимой газете» от 26.04.1996 года утверждал:
« …Справедливому решению ингушского вопроса препятствует соглашательская позиция ингушского руководства. Подписав целый пакет документов антиингушской направленности Президент Ингушской Республики Руслан Аушев пренебрёг интересами ингушского народа, без разрешения и ведома которого он отказался от исконных ингушских территорий и фактически одобрил репрессивные акты сталинского режима против ингушей… Решить проблему возвращения своей родины (?!— В. М.) ингуши смогут, только избавившись навсегда от своего продажного руководства. Иного выхода сегодня у ингушей просто нет!»
Иначе говоря, тот руководитель Ингушетии заслуживает своего поста, поддержки и уважения населения. Много воды с тех пор так и не утекло — тупиковые условия работы были созданы и для Героя России, президента Юнус-Бека Евкурова. Казалось бы, такой неординарной личностью следовало бы гордиться, помогать в обустройстве лучшей жизни в республике, пораженной массовой безработицей, коррупцией, тейповым и семейным кумовством и прочими объективными и субъективными пороками. Именно Евкуров пошёл на смелый и мудрый шаг, ради снятия взаимных территориальных претензий — подписал с руководителем Чечни Рамзаном Кадыровым 26 августа 2018 года соглашение об установлении административной границы между двумя республиками, которое и было ратифицировано их парламентами.
Но вот типичный образец ответной блогерной (Ахмед Осмиев-В. М.) оценки итогов трудной, но плодотворной деятельности Юнус-Бека Евкурова на посту руководителя республики: «Евкуров преступно продал интересы ингушей. На века род Евкуровых пусть будет проклят!». И как последствие этого угара — попытки выставить претензии уже не только к Северной Осетии, но и к «братской» вайнахской Чечне. В ответ — предсказуемая эмоциональная реакция из Грозного, окрашенная такими заголовками на чеченском сайте «Голос Чечни», как: «Разоблачение ингушских фейкометчиков», «Новые фейки в ингушской истории», «Ингуши, сочиняйте свою историю, но лучше не трогайте нас».
Ингушские требования территориального реванша выливаются также и в предсказуемую крайне опасную логику — очернение всего народа Северной Осетии, воспитания пренебрежения к своим соседям, как к «людям второго сорта». Поистине в этом контексте справедливо звучит выражение: «Глупцам не чуждо вдохновение!». Недавно тиражом в 10 тысяч экземпляров появилась книжонка «Осетины на службе Третьего рейха» (автор под псевдонимом Ларс Дарьяльский)
И это далеко не единственный пример — этому опусу уже предшествовала подобная фальшивка «Форпост на Юге России — осетины на службе фашистской Германии 1941 -1945» (автор Х. А. Костоев) напечатанная под эгидой Политсовета Демократического союза Ингушетии «Нийско» («Справедливость»). Вот так своеобразно в Ингушетии собираются праздновать 75-летие со Дня Победы. И это ли не основание для проведения, наконец, расследования на предмет разжигания межнациональной розни?
Rambler