Цена на нефть снижается, но прогнозы на будущее весьма оптимистичны
Международные эксперты прогнозируют рост цен на нефть. К 2020 году, по мнению нефтяного гуру Гэри Росса, стоимость барреля поднимется до 100 долларов. Но, как и любой прогноз, анализ Росса спорный: по выкладкам других аналитиков энергетического рынка, цена на чёрное золото едва превысит 65 долларов/баррель в следующем году.
Как сообщает агентство Bloomberg в материале «Oil Guru Who Called 2014 Slump Sees Return to $100 Crude by 2020», учредитель консалтинговой компании PIRA Energy Group, предсказавший прошлогодний обвал рынка, прогнозирует возврат котировок к уровню 100 долларов за бочку в течение пяти лет. На первый взгляд, такой оптимистичный анализ выглядит несколько преждевременным, если учесть, что сегодня нефть марки Brent торгуется по цене чуть выше 52 долл./барр. Однако, по мнению эксперта, причина кроется в возможных перебоях с поставками сырья. Несмотря на заявление Международного энергетического агентства, которое назвало рынки «чрезмерно перенасыщенными», по мнению Гэри Росса, избыток предложения невысок, поскольку Саудовская Аравия добывает предельно возможный объём нефти и не бурит новых скважин. «Текущая динамика цен носит неустойчивый характер», — отмечает Росс.
Аналитик уверен, что эксперты не учитывают, как цена в 50 долларов влияет на объёмы добычи, вынуждая производителей (за исключением компаний Северной Америки) урезать расходы. Возможность перебоев с поставками из стран-членов ОПЕК и рост потребления более дешёвого сырья также окажут поддержку ценам, пояснил он.
Поставки из Ирана в ближайшие полгода Гэрри Росс оценивает в 500 тыс. барр./сутки и менее. В следующем году PIRA ожидает роста мирового спроса на нефть на 1,7 млн баррелей в сутки, что будет значительнее среднего прироста за последние 10 лет, составлявшего около 1 млн бочек. Высокие показатели потребления прогнозируются в Европе, США и Японии. Консалтинговая компания предполагает, что в 2016 году поставки нефти из стран, не входящих в ОПЕК, сократятся впервые с 2008 года. При этом, по прогнозам компании, в Северной Америке по-прежнему будет наблюдаться рост добычи, но Австралия, Колумбия, Аргентина и государства, разрабатывающие месторождения в Северном море, будут вынуждены снизить объёмы.
Эксперты рынка спорят о главном
Аналитика – дело спорное. На моментальное изменение прогноза влияют малейшие факторы. А предстоящие события мелкими точно не назовешь. Эксперты Fitch обращают внимание на то, что уже в ближайшее время на рынке вновь появятся два крупных игрока — Иран и Ливия. Вторую пока сдерживает война. А первый уже заявил о планах увеличить добычу, хотя на рынок иранская нефть поступит только к концу года. В связи с этим старший директор по корпоративным финансам Fitch Максим Эдельсон полагает, что средняя цена нефти сорта Brent по итогам текущего года составит 65 долларов. К 80 долларам в среднем за год цены вернутся только в 2017 году.
Оценки стоимости нефти российских экономистов «Агентства прогнозирования экономики» носят ещё более консервативный характер. По их мнению, средняя цена на нефть в ближайшей перспективе достигнет уровня 71-77 долларов.
Эксперты международного рейтингового агентства Moody’s, подсчитали, что в среднем стоимость нефти сорта Brent составит 60-65 долларов/баррель — в следующем году.
Не менее интересен прогноз и Всемирного банка, который пересмотрел свои прежние выкладки в сторону повышения (с 53 долларов до 57 долларов/баррель), после того, как во втором квартале нефтяные котировки выросли на 17%.
Впрочем, не зря говорят, что легче сдвинуть мамонта, нежели убедить экономистов Всемирного банка. Несмотря на изменение прогноза, они уверены, что большие запасы и рост добычи в странах ОПЕК говорят лишь о том, что цена нефти останется на прежнем уровне. По крайней мере, в среднесрочной перспективе.
Наступление «медвежьей фазы»
Данная фаза наступает тогда, когда котировки товара падают более чем на 20% от пикового значения. Соответственно, после этого вероятность дальнейшего снижения возрастает, хотя и не исключены некоторые отскоки. Начало текущей недели ознаменовалось снижением котировок нефти. Последние отыграли часть позиций на фоне двухнедельной волатильности рынка. Однако, по данным финансового агентства Bloomberg, июль может завершиться самым резким снижением цен на нефть. Причина, по мнению аналитиков агентства, кроется в сохранении её избытка на мировом рынке. 31 июля фьючерсы на лёгкую нефть марки WTI в Нью-Йорке подешевели на 0,9%, а за июль опустились на 19%, а сентябрьские фьючерсы на нефть марки Brent на лондонской бирже ICE Futures Europe ещё на прошлой неделе упали в цене на 86 центов, до 55,27 долларов/баррель.
В тоже время запасы нефти в США превышают средний показатель последних пяти лет для этого времени года почти на 100 миллионов баррелей, а объём экспорта с юга Ирака в этом месяце увеличился до рекордного уровня.
Нефтяные компании, включая BP Plc и Royal Dutch Shell Plc, приступили к новому раунду сокращения расходов на фоне снижения цен. Хотя ещё в середине июля ОПЕК пересмотрела свой прогноз мирового спроса на нефть в 2015 году на 100 тыс. баррелей в сутки. Предполагается, что спрос на нефть в текущем году вырастет на 1,28 млн баррелей в сутки.
ОПЕК продолжает и сегодня настаивать на своём прогнозе. 30 июля глава ОПЕК Абдалла аль-Бадри заявил, что мировой рынок сможет принять объёмы нефти, которая начнёт поступать из Ирана после снятия санкций с этой страны, имеющей большой потенциал в отношении нефтедобычи.
Всё это косвенно подтверждает, что нефтяной гуру Гэри Росс оказывается прав, и экспертное сообщество подспудно готово к ценовому подъёму «чёрного золота».
Что же касается Казахстана, то несмотря на оптимистичные прогнозы на грядущее, нашей стране, по всей видимости, пока по-прежнему придётся использовать возможности буферных резервов. Очевидно, что пока нефть в цене не выросла, для обеспечения стабилизации внутреннего рынка экономики просто необходимо сделать упор на увеличение объёма целевых социальных трансфертов и производительных инвестиций в инфраструктуру, параллельно применяя уже не раз опробованную практику повышения гибкости обменных курсов и ужесточения денежно-кредитной политики. По крайней мере, до тех пор пока нефть как одна из составляющих энергетическо-сырьевого сектора не перестанет быть для нас главным источником получения прибыли.