Антитабачному закону исполнилось пять лет
Фото:
Парламентская газета
Всемирный день без табака — международная акция по борьбе с курением — проводилась во всем мире 31 мая. А на следующий день исполнилось пять лет со дня вступления в силу в России антитабачного закона, предусматривающего поэтапный ввод ограничений на табакокурение.
Здоровая атмосфера
Вот уже пять лет подряд страна пытается жить без никотиновой зависимости. С лета 2013 года в дополнение к запретам, уже действовавшим по закону 2001 года «Об ограничении курения табака», вступили в силу поэтапные запреты на курение в подъездах и на детских площадках, в рабочих помещениях, на лестничных клетках, в подъездах жилых домов, а также в радиусе 15 метров от входов на станции, вокзалы и в аэропорты. В ноябре 2013 года в России вступил в силу запрет на любую рекламу табака. С 1 января 2014 года по антитабачному закону были установлены минимальные цены на табачные изделия. А с 1 июня 2014 года по тому же закону вступили в силу запреты на курение в поездах дальнего следования и на платформах пригородных поездов, на пассажирских судах, в кафе, гостиницах, барах и ресторанах. Кроме того, с июня 2014 года запрещено выкладывать табачные изделия на витрину: продавцы обязаны давать покупателям прейскурант по их просьбе. С этой же даты запрещена торговля табаком на всех вокзалах, станциях, в портах и аэропортах, а также в гостиницах.
Курение стало непрестижным, в том числе среди молодежи. Уже не считается приличным закурить в общественном месте в присутствии некурящих. На сегодняшний день курение табака допускается лишь в специально выделенных и оборудованных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях. Это воспринимается как данность, хотя еще пять лет назад многим казалась невозможной сама мысль о том, что те же бары и рестораны станут зонами, свободными от курения. Председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский подчеркивает, что российское общество за эти пять лет стало нетерпимым к нарушениям антитабачных норм, поскольку государством создана атмосфера борьбы за чистый воздух и заботы о здоровье граждан. «Всемирная организация здравоохранения провела исследование на территории нашей страны и подтвердила, что усилия государства по преодолению вредных факторов курения дали положительный эффект: произошло достаточно заметное снижение употребления табака во многих возрастных группах», — считает Рязанский.
Действительно, статистика демонстрирует эффективность законодательных ограничений в борьбе с табакокурением. По данным социо-логических опросов о потреблении табака (GATS), в 2009 году число курильщиков в России составляло 39 процентов взрослых граждан (43,9 миллиона человек) — пагубной привычке предавались 60 процентов мужчин и 21,7 процента женщин. А к 2016 году, по данным того же опроса, число курильщиков сократилось до 30,5 процента взрослого населения (36,4 миллиона человек) — курить продолжили лишь около 50 процентов мужчин и 14,5 процента женщин.
«Курение стало непрестижным, в том числе среди молодежи. Уже не считается приличным закурить в общественном месте в присутствии некурящих. Родители с детьми могут свободно ходить в кафе и рестораны, не опасаясь табачного дыма», — удовлетворен результатами кампании член Комитета Государственной Думы по охране здоровья Николай Герасименко. Депутат отметил, что за время действия антитабачного законодательства на 10-15 процентов снизилось количество сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. И поделился надеждой, что дальнейшие действия государства позволят снизить процент россиян-курильщиков до 25 процентов. «Один из факторов достижения поставленной президентом задачи увеличения продолжительности жизни до 78 лет к 2024 году — снижение потребления табака, — уверен законодатель. — И если в начале 90-х годов у нас курил каждый второй, потом — после введения антитабачных норм — каждый третий, то сейчас мы ожидаем, что к 2024 году курить будет только каждый четвертый».
Нет предела совершенству
Несмотря на постепенное снижение уровня потребления табака, мы по сию пору являемся одной из самых курящих стран в Европе и в мире. Поэтому реализация поставленных президентом задач по народосбережению ставит вопрос в том числе о дальнейшем совершенствовании антитабачного законодательства.
В помощь парламентариям — разработанная Правительством антитабачная концепция на период 2018-2022 годов, которая предполагает введение таких мер, как повышение акцизов на табак, раскрытие состава табачной продукции и введение дополнительных ограничений на оборот вейпов, кальянов и электронных сигарет.
Впрочем, некоторые законодатели готовы пойти еще дальше. Так, в конце прошлого года депутат от фракции ЛДПР Василий Власов предложил сократить рабочую неделю для некурящих на пять часов — с 40 до 35 часов. Еще раньше лидер партии Владимир Жириновский предлагал продавать сигареты только по медицинским справкам. «Мы должны все объединиться против курильщиков. Постепенно необходимо ввести продажу табачных изделий по справкам: он больной, он нуждается», — пояснил свою идею законодатель.
С момента появления закона вдвое сократилось количество курящих подростков. Но возникает вопрос: сколько из них перешло на электронные сигареты и вейпы? Летом 2014 года депутаты от КПРФ Иван Никитчук и Дмитрий Кононенко предложили запретить продавать сигареты женщинам в возрасте до 40 лет. Депутаты объяснили инициативу охраной материнства и предложили штрафовать нарушителей на сумму от 3000 до 150 000 рублей. Правда, их законопроект отклонили уже в первом чтении: инициатива противоречила статье 19 Конституции, где говорится о равных правах мужчин и женщин.
В январе 2017 года в СМИ появилась информация о том, что Минздрав в новой антитабачной концепции предложил запретить продажу табака людям, родившимся после 2015 года, а с 2035 года — полностью запретить продажу табачных изделий. Однако эксперты эти идеи не поддержали, и в итоге при доработке документа оба пункта были исключены.
А летом 2017 года члены Комитета Совета Федерации по социальной политике во главе с Александром Варфоломеевым внесли в Госдуму законопроект, предусматривающий запрет на курение на расстоянии менее десяти метров от входов в подъезды многоквартирных домов. Авторы инициативы указывали, что от курения под окнами страдают дети, пенсионеры и люди, страдающие астмой, аллергией и другими заболеваниями дыхательных путей. А жители нижних этажей многоквартирных домов становятся «заложниками» работников магазинов и офисов, нередко располагающихся на первых этажах зданий. В Госдуме инициативу поддержали, при этом отметив сложность соблюдать новый запрет: к каждому подъезду по полицейскому не поставишь. Сейчас документ находится на предварительном рассмотрении.
Дым без огня
Российское антитабачное законодательство признано Всемирной организацией здравоохранения одним из самых эффективных в мире. Однако технический прогресс и жажда наживы производителей сигарет подкинули парламентариям новые вызовы. Речь о триумфальном шествии электронных сигарет — таких, как вейпы, IQOS и другие тому подобные девайсы, замещающие традиционные табачные изделия.
«С момента появления закона вдвое сократилось количество курящих подростков. Но возникает вопрос: сколько из них перешло на электронные сигареты и вейпы?» — беспокоится Николай Герасименко. По его данным, объем производства и продажи таких изделий удваивается с каждым годом. Кроме того, идет постоянная реклама этих устройств, они позиционируются как абсолютно безвредные и продаются всем желающим без учета возраста покупателя.
По мнению депутата, электронные средства доставки табака в организм — такое же зло, как и обычные сигареты. Чтобы восполнить законодательный пробел, Герасименко и его коллеги внесли в Госдуму законопроект, объединяющий кальяны, вейпы и другие электронные системы доставки табака в группу «бестабачных курительных изделий» и накладывающий на их обращение, продажу и использование в общественных местах точно такие же ограничения, которые действуют в отношении обычных сигарет. Схожий законопроект разработали и в Минпромторге — ведомство предлагает ограничить рекламу вейпов, запретить продажу таких изделий несовершеннолетним и ограничить их употребление в общественных местах.
Впрочем, у этой идеи нашлись и противники. По словам Герасименко, его законопроект, который в настоящее время проходит подготовку к первому чтению, тормозит экономический сектор Правительства, ратующий за смягчение требований к электронным курительным устройствам. А Валерий Рязанский убежден, что это происки лобби табачных компаний, которые хотят удержаться на рынке в период давления на обычные табачные изделия. «Табачные компании — весьма изворотливая публика, она придумывает все новые средства доставки никотина в организм. Поэтому надо держать ухо востро, — считает сенатор. — И я могу только порадоваться, что правительство Московской области уже приняло решение о запрещении продажи вейпов несовершеннолетним».
От Подмосковья, кстати, не отстают и другие субъекты РФ: региональные законы об ограничении оборота вейпов и электронных сигарет уже приняты либо находятся в процессе принятия в Кировской, Вологодской, Владимирской, Калужской, Архангельской и ряде других областей. Однако, по мнению Рязанского, такого рода забота должна проявляться государством повсеместно, ведь речь идет о сохранении здоровья нации, особенно молодежи.
Практика и пропаганда
Прогулявшись по любому российскому городу, можно легко убедиться, что антитабачные запреты соблюдаются недостаточно тщательно, а полиция зачастую не обращает никакого внимания, например, на людей, курящих на автобусных остановках или у входа в метро. Россияне продолжают курить в тамбурах поездов дальнего следования или просто на улице рядом со своим местом работы. Конечно, в случае поимки им грозит привлечение к административной ответственности и ощутимые штрафы. Однако у полиции хватает дел поважнее, поэтому граждане продолжают нарушать закон у всех на виду.
В связи с этим некоторые законодатели считают, что курильщикам нужно пойти навстречу и дать им возможность предаваться пагубной привычке без ущерба для некурящих. «Хотите покурить? Оплатите входной билет и курите. Специальные комнаты для курения можно применить как временную меру и установить их возле гостиниц, аэропортов, железнодорожных вокзалов, бизнес-центров. Там с курильщиков будут взимать плату в размере 50 или 100 рублей», — предложил замруководителя фракции «Справедливая Россия» в Госдуме, первый зампредседателя Комитета по контролю и Регламенту Олег Нилов. По мнению парламентария, введение оплаты в специализированных для курения местах ударит по карману курильщиков и со временем подвигнет их на отказ от дурного пристрастия.
А по мнению замглавы думского Комитета по экологии и охране окружающей среды Сергея Боярского, в действующем антитабачном законодательстве есть существенный недостаток — это запрет на курение в аэропортах, так как зарегистрированные на рейсы пассажиры не могут по желанию покидать соответствующие зоны.
С целью исправить ситуацию депутат в прошлом году разработал законопроект, разрешающий оборудовать комнаты для курения в аэропортах. Первая версия проекта была отклонена, но депутат не теряет надежды: в феврале этого года он представил доработанный текст и теперь надеется на поддержку профильных министерств и комитетов Госдумы.
Впрочем, многие коллеги Боярского считают, что создание зон для курения в аэропортах стало бы откатом проводимой государством антитабачной политики, и настаивают на продолжении последовательной борьбы с табакокурением — благо ресурс для этого еще не исчерпан. Так, Николай Герасименко напоминает, что у нас в стране очень низкий акциз на табак — он составляет около 40 процентов от стоимости сигаретной пачки, в то время как ВОЗ установила, что он должен быть не менее 70 процентов. По мнению депутата, средства, полученные от повышения акцизных сборов, можно направить на профилактику табакокурения и пропаганду физкультуры и здорового образа жизни. Кроме того, считает законодатель, необходим жесткий запрет на косвенную рекламу курения в художественных фильмах.
Не ужесточать законодательство, а вводить дополнительные меры, которые позволили бы мотивировать людей на здоровый образ жизни, предлагает Валерий Рязанский. По словам сенатора, к этой деятельности должны активно подключаться работодатели, способные разработать всякого рода мотивационные и поощрительные мероприятия для некурящих сотрудников, будь то бесплатный абонемент на пользование городскими велосипедами или отпуск в удобное для сотрудника время. «Я думаю, что работодатели могли бы воспользоваться дополнительными преференциями со стороны фонда обязательного социального страхования в части финансирования тех программ оздоровления, которые есть в рамках договоров между предприятием-работодателем и фондом социального страхования», — пофантазировал на этот счет законодатель.
20 миллиардов нелегальных сигарет в год
Доходы от акцизов на табачную продукцию весьма значительны для федерального бюджета. Сумма поступлений акцизов на табачную продукцию в федеральный бюджет в 2015 году составила 379 миллиардов рублей, в 2016 году — 467 миллиардов рублей, а в 2017 году — уже 573 миллиарда рублей. То есть ставка акцизов на сигареты и папиросы с 2015 года увеличивалась на 26 процентов ежегодно. А учитывая, что производство табачной продукции, по данным Минэкономразвития России, не растет, ежегодный прирост налоговых поступлений в федеральный бюджет за последние три года — результат увеличения ставок акцизов.
По мнению законодателей и экспертов, принявших участие в «круглом столе» в Совете Федерации 22 мая, дальнейшее повышение акцизов на табачные изделия оправдано не только пополняемостью бюджета, но и здоровьем населения.
Впрочем, законодателей заботил не только вопрос повышения акцизов, но и проблемы, которые наблюдаются на рынке табачной продукции. Дело в том, что существующее нелегальное производство сигарет и их контрабанда из сопредельных государств (особенно из стран Евразийского экономического союза — Белоруссии и Казахстана) угрожают здоровью нации и приводят к сокращению бюджетных доходов. По данным исследований рынка, в первом квартале 2018 года доля нелегального рынка значительно увеличилась и достигла 7,7 процента против 4,6 процента годом ранее. По отраслевым расчетам, в масштабах российского рынка объем нелегальной продукции в 2018 году составит около 20 миллиардов штук сигарет, а федеральный бюджет недосчитается свыше 50 миллиардов рублей дохода от табачных акцизов и НДС.
В связи с этим, считают законодатели, необходимо усилить государственный контроль за рынком табачной продукции. Среди предложений, озвученных членом Комитета палаты по бюджету и финансовым рынкам Ростиславом Гольдштейном, — поручить Правительству определить федеральный орган исполнительной власти, который бы взял на себя функции регулирования и контроля за производством и оборотом табачной продукции. Второй инструмент — введение системы отслеживания оборота табачной продукции, по типу существующего на алкогольном рынке ЕГАИС (в настоящее время подобная система в отношении табака функционирует в тестовом режиме). Наконец, сенаторы рекомендовали Правительству ввести лицензирование производства и оборота табачной продукции.
Rambler