Фестиваль под открытым небом вопреки всему состоялся
фото из архива организаторов
Впервые о фестивале на Саздинском водохранилище заговорили в начале лета. Афиши говорили о том, что актюбинцев ждет самый гигантский опен-эйр за всю историю города с участием ди-джеев. Корреспонденты «АТ» не могли пропустить такое событие и 29 августа в десять часов мы уже стояли возле пропускного пункта. Заметила, как добросовестно работала служба безопасности. Впустили нас не сразу, а лишь после подробного выяснения, с какой целью мы пришли.
Народ стал подтягиваться к полуночи. Что удивило, среди почитателей электронной музыки нашлась не только молодежь.
— Мы не поклонники, но можно иногда послушать и такое, — улыбаются Ляззат и Гуля. — Приехали с подругами втроем. Хорошая атмосфера и погода отличная. Друзья рассказали о фестивале. Думаем, остаться до утра. Мы хотим здесь отдохнуть от детей (смеются). Они не интересуются подобными мероприятиями.
Несколько парней скромно стояли в сторонке от танцпола.
— Мы ожидали большего, — говорит Василий. – Ди-джеи и музыка – все отлично, но пока не чувствуется энергетики от людей.
За диджейским пультом были такие профессионалы электронной музыки, как ди-джеи: Стоматолог, Dan Subal, Grivit, Rain.
— Работа ди-джея – не просто ставить пластинки, нужно чувствовать энергетику людей, — разъясняет Николай, на сцене — DJ Майонез. — Выбрать нужный момент, когда поменять одну композицию на другую. Музыка тоже не стоит на месте. Есть направления, которые перерождаются. В клубах у нас нет определенной политики. Очень часто люди начинают жаловаться администрации по поводу музыки. Старое поколение ди-джеев работало во времена, когда не было аппаратуры, мы собирали вертушки из магнитофонов, покупали за бешеные деньги профессиональные журналы. Доставали с трудом компакт-диски. Нынешние ди-джеи приходят на все готовое.
Пока одни актюбинцы «зажигали» на танцполе, другие «атаковали» официальную страницу фестиваля в социальной сети. Сыпались негативные комментарии в духе: «нас развели», «обычная пляжная вечеринка», «народ, стоит ли туда ехать?»
По словам организаторов фестиваля Алексея Бочкова и Галима Шарипова, к критике они уже были готовы.
— Несведущие в этих вопросах рассуждают, похож ли фестиваль на европейский, — говорит Алексей Бочков. — Наши ребята постарались, сделали в интернете страничку, посвященную мероприятию. А люди превратили все в «базар». Если честно, мы немного разочарованы в актюбинцах. Это было последний раз, когда мы воспользовались социальной сетью.
— Когда сравнивают с европейскими фестивалями, надо вспомнить о ценах на билет, — отмечает Галим Шарипов. — У нас он стоил полторы тысячи тенге, это восемь долларов, когда у них — тысяча долларов. Безусловно, мы должны равняться на такие фестивали как «Tomorrowland» и «Sensation». Нужно помнить, прошло десять лет, пока «Tomorrowland» вырос до сегодняшних масштабов. В Актобе десять лет не было никаких опен-эйров. Мы хотя бы сдвинули это с мертвой точки. За один год невозможно сделать из актюбинского фестиваля европейский. Понятно, что сейчас мы не можем говорить о пяти тысячах человек, но мы придем к этому.
Пока шла подготовка к фестивалю, приходилось три раза приостанавливать продажу билетов. Не было уверенности, что опен-эйр вообще состоится. Уже накануне мероприятия на организаторов начали сыпаться одна за другой неудачи. Особенно «злую шутку» сыграл скачок доллара.
— Девальвация просто «похоронила» последние надежды, — рассказывает Шарипов. – Буквально за два дня сотрудничать с нами отказался ряд спонсоров. Именно в тот момент, когда дело почти дошло до заключения договоров. Мы понесли потери в несколько миллионов. Вышли в ноль.
Причину отказа нам не объясняли. А прокатные компании, которые должны были обеспечить мероприятие, до последних дней ждали денег. Когда мы недополучили финансовых средств, отказались от российского проката. Пришлось отменять и выступление обещанного нами израильского ди-джея. Мы не смогли бы выполнить его райдер.
Как говорят наши собеседники, акимат практически «вытянул» фестиваль.
— Поддержали областной и городской отдел культуры, ЖКХ. Понимая наше положение, проделали огромную работу в подготовке опен-эйра. Направили к нам ряд государственных организаций, которые помогали. Мы очень благодарны акимату.
Участок степи размером 130 на 40 метров превратился за несколько недель в пляжную танцевальную площадку. Работали десятки людей.
— Мы восстановили около ста пятидесяти метров ограждения, — рассказывает Галим Шарипов. – Превратили не паханную степь в подготовленную площадку. Когда оставался один вечер, на пляж привезли песок с камнями. Мы не могли допустить, чтобы на танцполе лежали булыжники. Двадцать человек убирали камни вручную. А ряд машин, освещая территорию, ехал за нами.
Кстати, фестиваль прошел спокойно, без драк и прочих ЧП. Все это время вокруг территории курировали полицейские машины, а также скорая и пожарная.
— Мы хотели собрать не толпу, которая машет бутылками, а цивилизованную публику, — объясняет Алексей Бочков. – Хотя люди были недовольны жесткими требованиями безопасности. У нас запретили пронос стекла, всех острых предметов вплоть до шампуров. Но эти меры себя оправдали. У опен-эйра особая энергетика. Это атмосферная электроника. Попадая в зону, должен войти в некое состояние, грубо говоря, в транс. Мы хотели показать людям другую музыку. Постарались исключить клубную. Ребята готовы были работать с двух до девяти, закончили около пяти часов ночи. У нас не было задачи заработать, и ничего мы не заработали. Потратили много сил и все-таки сделали то, что задумано.
Работу над следующим фестивалем организаторы планируют начать в скором времени.
— Теперь мы ежегодное мероприятие, — говорит Галим Шарипов. — Власти поддерживают и считают наш проект интересным и нужным. Мы работаем, в первую очередь, на развитие туризма. Наши турфирмы привыкли отправлять всех за границу. Мы хотим сделать обратный поток – оттуда в Казахстан. В следующем фестивале будем использовать весь наш национальный колорит. Зачем европейскому туристу показывать то, что он видит там? Мы считаем, что надо развивать национальный бренд в казахстанских фестивалях электронной музыки.