Эксперты Кудрина зафиксировали рост протестной активности в России
Эксперты Комитета гражданских инициатив (КГИ) Алексея Кудрина презентовали итоги мониторинга социально-экономической и политической напряженности регионов. Социологи, политологи и экономисты оценивали регионы по нескольким направлениям: протестную активность, социально-экономическое благополучие (размер зарплат, выплаты соцпособий, безработица и т.д.) и внутриполитическую ситуацию, включая «дизайн» политической системы и политическую жизнь региона и протестную активность.
Политика снова интересна
В первое полугодие 2015 года (сравнивалась ситуация с 1 января по 1 июня 2015 года и аналогичный период прошлого года) зафиксированная протестная активность увеличилась по сравнению с 2014-м почти на 15%, констатируют эксперты КГИ. Основой для оценки протестной активности служат сообщения СМИ и информационных агентств о публичных акциях, описывают методику подсчета авторы доклада.
При этом выросла доля внутриполитической проблематики при резком сокращении внешнеполитической (включая украинский конфликт). Проблемы, связанные сугубо социальными вопросами — уровень доходов, соблюдение государством своих социальных гарантий — сильно волнуют россиян, причем так же, как и в 2014 году. Не менее остро, чем на изменения в соцполитике, россияне реагируют на вопросы, связанные проблемами городской среды.
Почти 16% всех протестных акций посвящены местным выборам, работе политических деятелей и представителей муниципалитетов. 13% акций связаны с темой экологии и транспорта, 12% с вопросами культуры и истории и чуть более 10% — соблюдению трудовых прав.
Во втором полугодии 2015 года доля «политических» акций достигла почти 20%, почти столько же выступлений было связано с выполнением соцгарантий и социальным обслуживанием. Городских и «экологических» выступлений в то же время — почти 18%, а доля протестов, связанных с соблюдением трудовых прав, превысила уровень в 16%.
«Проблемы возникают в первую очередь тогда, когда негативная экономическая динамика накладывается на недостаточно гибкое и сбалансированное политическое устройство, неспособное гасить и канализировать в конструктивное политическое русло возникающее напряжение», — объясняют эксперты КГИ.
Лидеры протеста
Самую высокую протестную активность эксперты отметили в Забайкальском крае, Новосибирской области, Москве и Санкт-Петербурге. В лидерах протеста также Ростовская область, Иркутская, Воронежская, Амурская и Красноярский край, а также Дагестан и Башкирия. Самыми неактивными оказались Ингушетия, Калмыкия, Мордовия, Татарстан. Этот список остается стабильным, констатируют эксперты.
Один из авторов доклада, политолог Александр Кынев сказал РБК, что во многих регионах РФ нет традиции реагировать на недовольство социальной политикой массовыми акциями протеста. «Реакция, как правило, выражается в виде протестного голосования на региональных выборах — люди просто покажут фигу, когда пойдут на участки», — считает эксперт.
Кынев уточнил, что среди 38 регионов, которые в декабре 2016 года проведут выборы в заксобрания, протестное голосование наиболее вероятно в Свердловской области, Псковской области и в Карелии. «Если власти там будут пытаться задавить недовольство административно, это может привести к взрыву», — говорит Кынев.
Протестное голосование в Псковской области вероятно в силу нескольких причин. Регион традиционно отличается выраженных протестных настроений — в 90-е и 2000-е действующие губернаторы два раза проигрывали выборы, напоминают специалисты КГИ. Кроме того, в регионе крайне непростые отношения «внешней по своему элитному происхождению» администрации и местных «элитных» групп. При этом область, по мнению экспертов, отличается высокой гражданской активность. В доказательство этого тезиса приводится так называемый «фактор Льва Шлосберга», лидера псковского «Яблока», который в сентябре 2015 года был со скандалом смещен с должности депутата заксобрания. Усугубляет ситуацию и скандал вокруг губернатора Александра Турчака, которого журналист Олег Кашин считает заказчиков своего избиения.
Карелия может отметиться протестным голосованием в том числе из-за борьбы мэра Петрозаводска Галины Ширшиной с главой республики Александром Худилайненом, полагают эксперты.
Несмотря на увеличивающуюся протестную активность, авторы мониторинга пока не видят поводов для массовых протестов, аналогичных тем, что произошли после выборов в Госдуму в декабре 2011 года в Москве.
«Те группы населения, которые протестуют в связи с неудовлетворительной социально-экономической ситуацией в регионах, и те группы, которые выходили протестовать в 2011-2012-х годах, не пересекаются, поэтому предпосылок к повторению таких протестов, но социально-экономического характера, я не вижу», — сказал РБК старший научный сотрудник центра фундаментальных исследований Высшей школы экономики (ВШЭ) и один из авторов мониторинга Алексей Титков. Впрочем, эксперт уточнил, что детального прогноза, насколько вероятны массовые протесты из-за социально-экономических проблем, эксперты КГИ не проводили.
Внутриэлитная стабильность
В ряде регионов также наблюдаются серьезные внутриэлитные конфликты, что также не способствует политической стабильности. Особенно сложными с этой точки зрения эксперты назвали Дагестан (на него влияют сложные межэтнические отношения и фактор исламского государства), Якутия (высокая межпартийная конкуренция, сложные отношения власти и бизнес-групп), Иркутская область (бизнес-конфликты и гражданская активность), Свердловская область (конфликт области с городом), а также Москва и Санкт-Петербург