Эксперты Кудрина зафиксировали деградацию политической дискуссии в России
Вялая агитация
В 2015 году значительно снизилась агитационная активность политических партий перед сентябрьскими выборами в регионах, говорится в новом докладе Комитета гражданских инициатив (КГИ) Алексея Кудрина, запланированном к публикации в понедельник (есть в распоряжении РБК). Авторы исследования (Александр Кынев, Андрей Максимов и Аркадий Любарев) отмечают, что во многих регионах без просмотра телевизионных каналов практически невозможно понять, что 13 сентября состоится голосование на региональных или местных выборах.
Наглядная агитация минимальна, а публичные агитационные мероприятия практически полностью отсутствуют, поясняют эксперты. Они отмечают, что на выборах губернаторов помимо массовой косвенной агитации фактически почти нет никакой иной политической рекламы, отмечается в докладе. Самая активная агитация идет на выборах депутатов заксобраний, избираемых по смешанной избирательной системе, а также на муниципальных выборах в крупных городах, считают авторы доклада.
Приемы агитации, которые в этом году используют партии, значительно упрощаются. «В отдельных случаях уровень деградации агитационных материалов доходит до степени, при которой политическая аргументация становится неотличимой от рекламы, например, стирального порошка», — отмечают эксперты КГИ. В качестве примера приводится лозунг одного из кандидатов КПРФ: «Голосуй — не парься», в котором вообще отсутствует какая-либо аргументация в пользу данной партии.
Деградация контента является следствием снижения политической конкуренции, считает один из авторов доклада Александр Кынев. Он и его соавторы также указывают в качестве причин снижения агитационной активности «сверхжесткий характер регистрации партий», отсечение от выборов многих серьезных претендентов и сворачивание в целом ряде регионов деятельности политических партий, а также общая социально-экономическая ситуация в стране, что отражается на возможности крупных предприятий и бизнес-структур инвестировать в пиар-проекты.
ПАРНАС как исключение
При этом эксперты приводят отдельные партии, выбивающиеся из общей картины, например ПАРНАС, борющуюся за места в законодательном собрании Костромской области — единственного региона, в котором партия была допущена до выборов.
ПАРНАС, под эгидой которой «Демократическая коалиция» Алексея Навального и Михаила Касьянова идет на выборы, еще с мая начала создавать информационные поводы и превратил работу штаба в реалити-шоу — в режиме реального времени можно следить, кто где находится и чем занимается, поясняет РБК Кынев. По его словам, ПАРНАС старается активно играть с интернетом, грамотно использует лозунги и визуальные носители.
По-настоящему яркой агитации в этом году пока не было ни у одной партии, не согласен руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев. Идеи партийного прорыва будут выложены в следующем году, на федеральных выборах в Госдуму, считает он, а сейчас партии используют проверенные временем приемы. «Можно было бы ожидать чего-то оригинального от непарламентских партий, которым сейчас нужна история успеха, но этого пока не произошло», — отметил он в разговоре с РБК. По мнению Калачева, ПАРНАС запомнится не своей агитационной кампанией, а историями о недопуске к выборам в разных регионах. «Пока что говорить о том, что кто-то открыл что-то новое, не приходится», — добавил политолог.
Кроме того, относительно интенсивные кампании ведутся в регионах, сохранивших интригу на выборах губернатора. Среди них эксперты отмечают Иркутскую область, а также имеющие традиционно сложноструктурированные элиты и существенные внутренние конфликты и противоречия Нижегородскую и Новосибирскую области.
Эсэры и ЛДПР активизируются
В докладе подчеркивается, что некоторые «старые системные партии», такие как «Справедливая Россия», КПРФ и ЛДПР, активизировали свои кампании только летом. По мнению авторов исследования, это можно объяснить озабоченностью этих партий своими электоральными перспективами на предстоящих федеральных выборах.
В частности, летом набрала обороты кампания эсэров. Они использовали две ключевые темы: рост коммунальных тарифов и общее повышение цен. Особенно это было заметно в Воронежской области, где газеты «Справедливой России» выходили летом беспрецедентно высокими тиражами, также эсэры заметно активизировались в Нижнем Новгороде, отмечает Кынев.
ЛДПР также предприняла попытку стать активнее в ряде регионов, хотя не вводила никаких новшеств в агитации. В частности, лидер партии Владимир Жириновский снова начал ездить по регионам — такого не было с 2012 года, напоминает Кынев.
«Справедливая Россия» и ЛДПР вовлеклись в работу с избирателем в этом году активнее, чем в ходе кампаний 2012-2014 годов, но их деятельность по-прежнему и количественно, и качественно уступает тому, что предприняли эти партии в регионах в 2010-2011 годах.
Контрагитация и силовое воздействие
Эксперты отмечают большое количество примеров негативной агитации, направленной против партий и кандидатов, и распространения незаконных и подложных агитматериалов. В некоторых случаях партии и организации посвящают контрагитации против оппонентов всю кампанию.
Говоря о нарушениях принципов предвыборной агитации, эксперты отмечают, что существенную часть избирательной кампании «Единой России» составляет апелляция к фигуре президента России. В частности, к его поддержке и образу апеллируют кандидаты ЕР на телевизионных дебатах, имя президента фигурирует в заголовках газет и агитматериалов.
Кроме того, в 2015 году усугубилась ситуация с силовым воздействием на кандидатов. В этом году объектами преследования становятся не только потенциальные и реальные кандидаты на выборах различного уровня, теперь давлению силовых структур подвергаются также наблюдатели за выборами и работники избирательных штабов.
В частности, прошли обыски у активистов движения «Голос», был арестован глава костромского избирательного штаба ПАРНАС Андрей Пивоваров, заведено уголовное дело в отношении руководителя объединенного штаба этой партии Леонида Волкова.