Выехали на биржу: как сын основателя Ferrari превратился в миллиардера
В среду на Нью-Йоркской бирже (NYSE) начались торги акциями итальянского автопроизводителя Ferrari. До этого компания провела IPO, получив от инвесторов $893 млн за 9% своих акций. Если покупатели долей решат использовать опционы, то Ferrari сможет заработать $982 млн. Таким образом, капитализация автопроизводителя уже до начала торгов достигла $9,8 млрд и, по оценке The Financial Times, в ближайшем будущем составит $12 млрд. После начала торгов на NYSE акции Ferrari подорожали на 17%, капитализация компании сразу же достигла $11 млрд.
Миноритарным акционером Ferrari до выхода на биржу был сын основателя Ferrari Энцо Феррари — Пьеро Феррари, располагающий 10-процентным пакетом. Спрос на акции компании может сделать его миллиардером.
В середине октября ведущие СМИ, составляющие рейтинги миллиардеров, — Forbes и Bloomberg — спрогнозировали, что после IPO Ferrari состояние Пьеро Феррари составит $1,27–1,3 млрд. По расчетам Forbes, из этой суммы $906,8 млн приходится на его долю в Ferrari, а оставшиеся средства — оценка изданием сделок Пьеро с концерном FCA, а также инжиниринговой компании HPE-COXA. В мае 2013 года во время реорганизации FCA Пьеро получил от него €280 млн наличных средств. По расчетам Forbes, сейчас эта сумма эквивалентна $360 млн.
Несмотря на то что Пьеро принадлежит около 10% акций, по условиям выхода Ferrari на биржу он получит 15,3% голосов на будущих собраниях акционеров.
В среду инвесторам были предложены акции, принадлежавшие ранее концерну FCA (Fiat Chrysler Automobiles), основному владельцу Ferrari. До выхода Ferrari на биржу FCA контролировал 90% акций автопроизводителя. Выводя Ferrari на IPO, FCA рассчитывает получить средства на собственное развитие: инвестиционная программа концерна стоит €48 млрд, а условия выхода Ferrari на биржу подразумевают получение FCA от люксового автопроизводителя еще $3,2 млрд. Для того чтобы к апрелю 2016 года перечислить эти средства FCA, Ferrari придется выпустить облигации.
FCA рассчитывает передать оставшиеся 80% акций Ferrari, которые сейчас ему принадлежат, своим акционерам. Среди них выделяется семья Аньелли — основные акционеры Fiat. Принадлежащий им инвестиционный холдинг Exor станет обладателем около 24% акций (и около 36% голосов благодаря программе лояльности). Оставшиеся 66% акций Ferrari будут распределены между держателями акций FCA. Они получат 49% голосов на будущих собраниях акционеров.
Наследник империи
Пьеро — единственный живой потомок Энцо Феррари. Его мать, Лина Ларди, была многолетней любовницей Энцо. Родившийся в браке Энцо с Лаурой Гарелло сын Альфредино умер в возрасте 24 лет в 1956 году. В последние годы Пьеро Феррари был вице-председателем Ferrari. Его роль в управлении компанией была скорее символической: он олицетворял преемственность — остальной пакет акций в размере 90% контролировал сначала концерн Fiat, а затем — FCA.
Сила бренда
Глава концерна FCA Серджио Маркионне не устает повторять, что Ferrari — это не только и не столько автомобильная компания, а производитель предметов роскоши — наравне с люксовыми LVMH (принадлежат марки Louis Vuitton и Moët & Chandon) и Richemont (Cartier, Piaget и Mont Blanc). Капитализация Ferrari в $9,8 млрд — почти половина капитализации материнского концерна FCA, которая оценивалась на 21 октября в $20,48 млрд.
Основу инвестиционной привлекательности Ferrari представляют не физические активы, а история и легендарность. По итогам прошлого года компания реализовала лишь 7255 автомобилей (FCA — 4,6 млн), а ее выручка достигла €2,8 млрд (FCA — €96,1 млрд). В 2015 году издание BrandFinance, которое занимается составлением рейтингов самых дорогих торговых марок, оценивало бренд Ferrari в $4 млрд. В рейтинге самых влиятельных брендов в 2015 году Ferrari оказался на десятом месте. Еще в 2014 году итальянская марка возглавляла этот список, но отсутствие побед в «Формуле-1» пошатнуло репутацию компании.
В последние годы Ferrari активно стремится зарабатывать на своем бренде. В 2010 году в Абу-Даби был открыт развлекательный комплекс Ferrari World, признанный пять лет спустя одним из самых привлекательных туристических объектов на Ближнем Востоке. Компания активно занимается продажей собственной атрибутики: кепок, шарфов, футболок и т.д. В структуре выручки компании, по данным прошлого года, 17,6% приходится на лицензионные соглашения.
Факторы риска
Основная опасность, которая подстерегает новых акционеров Ferrari, — это потеря поддержки со стороны большого концерна. Основной конкурент итальянской марки на рынке дорогих спортивных автомобилей — Porsche — принадлежит Volkswagen с 2012 года, когда эта долгое время сохранявшая независимость компания была поглощена гигантом. За четыре года до этого Porsche намеревалась сама выкупить Volkswagen, но не смогла консолидировать 75% акций, набрав при этом долгов на общую сумму более €10 млрд. Итальянский соперник Ferrari — Lamborghini — также принадлежит Volkswagen.
Другой вызов, стоящий сейчас не только перед Ferrari, но и перед всеми традиционными автомобильными компаниями — приход в отрасль новых компаний. Самой яркой среди них является производитель электрических автомобилей Tesla. Кроме того, запуском собственного автомобиля, скорее всего, занимается Apple. Исследования в этой области ведет и Google. Ferrari экспериментировала с новыми технологиями в своей последней модели LaFerrari, выпущенной ограниченным тиражом 499 экземпляров, и пока у компании нет более доступной версии с электрическим или гибридным двигателем.