ВТБ решил избавиться от избытка валюты
В понедельник, 20 октября, ВТБ предложил инвесторам досрочно выкупить еврооблигации десяти выпусков, торгующихся на Люксембургской бирже. Цена выкупа пяти выпусков на $750 млн будут определены в ходе голландского аукциона (аукциона на понижение), минимальная премия составит 0,25-0,75 п.п. к цене на момент объявления о выкупе. Еще четыре выпуска будут выкуплены по фиксированной цене без ограничения по объему, для выкупа выпуска в швейцарских франках будет установлен лимит в 100 млн. франков. Держатели бумаг должны принять решение до 27 октября.
Это второе предложение ВТБ по выкупу собственных евробондов с начала года. Предыдущее было сделано в июле, но держатели бумаг не проявили большого интереса: банк был готов выкупить бумаги на $750 млн, инвесторы предъявили меньше половины.
Оба предложения ВТБ предполагали выкуп бумаг по рыночным ценам без существенной премии, говорит старший портфельный управляющий GHP Group Федор Бизиков. «Но в июле доходность российских бумаг в целом и евробондов ВТБ в частности была выше — например, короткий выпуск ВТБ-17 торговался с доходностью около 5,5-6%. Сейчас по тому же выпуску доходность снизилась до 3,7%, т.е. инвесторам может быть интереснее принести бумаги банку и найти альтернативные вложения с более высокой доходностью», — добавляет он.
Слишком много валюты
ВТБ объясняет предложение о выкупе желанием эффективно управлять пассивами при наличии достаточного объема валютной ликвидности. «Такой комментарий соответствует общей ситуации с ликвидностью в российской банковской системе. Многие банки выставляют формальные предложения о выкупе или выкупают бумаги на открытом рынке», — пишут аналитики Sberbank CIB Сергей Гончаров и Андрей Павлов-Русинов. Они напоминают, что объем розничных и корпоративных депозитов банка, согласно отчетности по МСФО, вырос вырос на 5% в июле и августе. «Недавно вышедшая отчетность ВТБ по РСБУ подтверждает такую динамику, демонстрируя довольно высокие темпы роста розничных валютных депозитов в последние месяцы (в сентябре приток с начала года составил 15%)», — отмечают они.
Решение о выкупе, скорее всего, связано с увеличением объема валюты на счетах клиентов, возвращающих средства из иностранных юрисдикций, добавляет аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай. «Геополитическая обстановка повысила риски сохранности частного капитала российского происхождения в иностранной юрисдикции. Теперь для некоторых лиц безопаснее хранить валюту в локальных банках», — объясняет он, отмечая, что в сентябре российские банки получили валюты на $10,8 млрд. Поступление в систему такого большого объема валютной ликвидности, по подсчетам Порывая, создало избыток валюты на уровне $4,9 млрд.
Банк направит на выкуп не только полученную от клиентов ликвидность, но и капитал, отмечает Порывай. ВТБ в конце июля получил вливание в капитал первого уровня на 307,4 млрд руб. ($4,9 млрд по текущему курсу) от Агентства по страхованию вкладов. «В условиях нулевой прибыльности эти средства эффективно направить на выкуп облигаций ВТБ-22, торгующихся с доходностью 8,05%, получив двузначную рублевую доходность», — пишет он.
Фондирование за счет еврооблигаций дорого обходится ВТБ, отмечает аналитик Газпромбанка Андрей Клапко. По его подсчетам, средняя стоимость валютных процентных пассивов ВТБ в третьем квартале 2015 составляла 4,2%, что ниже доходности выкупаемых бондов и оправдывает выкуп облигаций выше номинала, пишет он. «Сейчас ставки по вкладам в долларах и евро в среднем на уровне 3%. Логично направить их на выкуп обязательств валюте, чтобы не платить инвесторам купон по более высокой ставке. Это очень хорошая операция, позволяющая сэкономить на марже», — соглашается аналитик UBS Михаил Шлемов.
Некуда вложить
В начале октября Промсвязьбанк также объявил оферту на выкуп евробондов двух выпусков на общую сумм $457 млн. Выпуск с погашением в 2021 году и доходностью 10,5% предложено выкупить по номиналу. Выпуск с погашением в 2019 году и доходностью 10,2% — по цене 90% от номинала. Инвесторы принесли бумаги на $135,6 млн.
В условиях неопределенности, которая сейчас есть на российском рынке проще выкупить свои обязательства, чем развивать проекты, предполагающие отдачу на горизонте 5-7 лет, говорит Бизиков. Шлемов добавляет, что стремление банков выкупить свои обязательства связано и с падением спроса на валютное кредитование. «Экспортеры прошли пик выплат внешнего долга, сейчас из-за сокращения инвестиционных программ, у них скопился большой объем избыточной валютной ликвидности и нет необходимости в привлечении валюты в банках», — пояснил он. То есть банкам просто некому эту валюту дать в долг.
Кредитный портфель ВТБ с начала года сократился на 3,3% до 8,6 трлн руб., корпоративное кредитование сократилось на 4%. По оценкам Порывая, в кредитном портфеле ВТБ сократился как объем валютных займов, что косвенно подтверждается способностью компаний самостоятельно рефинансировать свой внешний долг, так и рублевых кредитов, что отражает низкую инвестиционную активность в текущих слабых экономических условиях, пишет Порывай.