Владимиру Путину предложат разделить «Газпром»
Разделить «Газпром»
В октябре должна собраться президентская комиссия по ТЭК, заседание будет посвящено стратегии газовой отрасли. ФАС планирует поставить вопрос о выделении из «Газпрома» транспортной составляющей, рассказал РБК замруководителя службы Анатолий Голомолзин.
Обсуждение инициировали нефтяники, в том числе «Роснефть», говорит чиновник, а ФАС поддерживает их в этом вопросе, рассчитывая получить прозрачное тарифообразование на транспортировку газа. Президент «Роснефти» Игорь Сечин и руководитель ФАС Игорь Артемьев заявлены в качестве докладчиков на президентской комиссии по ТЭК, говорится в проекте ее повестки.
Как рассказал РБК Голомолзин, служба также рассчитывает, что правительство до конца года примет разработанные ФАС правила недискриминационного доступа к газотранспортной системе «Газпрома». По его словам, проект правил был отправлен в правительство, но застрял там. Голомолзин надеется, что заседание президентской комиссии и поручения, которые могут быть даны по его итогам, выведут обсуждение на новый уровень.
«Мы считаем, что, безусловно, транспортировка должна быть по учету внутри «Газпрома» выделена в дочернее зависимое общество с отдельным балансом. Тогда мы точно узнаем, сколько стоит добыча, сколько транспортировка, и тогда всех этих непонятных цифр не будет», — заявил в пятницу в кулуарах форума «Сочи-2015» руководитель ФАС Артемьев (цитата по РИА Новости).
Пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев сказал РБК, что компания согласна с позицией ФАС: транспортная составляющая в «Газпроме» должна быть отдельно, со своим финансовым балансом, чтобы можно было оценить итоговые цифры. В июле этого года «Роснефть» внесла в Минэнерго свою версию Концепции развития внутреннего рынка газа, где предложила к 2025 году разделить «Газпром» на транспортную и добывающую компании.
Не трогать «Газпром»
Правила недискриминационного доступа к системе «Газпрома» разрабатываются с 2007 года, когда тогдашний первый вице-премьер РФ Дмитрий Медведев дал соответствующее поручение ФАС и Минэнерго. Последнюю версию ФАС внесла в правительство в июле 2014 года (см. врез).
Пресс-секретарь «Газпрома» Сергей Куприянов не ответил на запрос РБК. Источник РБК в «Газпроме» говорит, что правила недискриминационного доступа к газотранспортной системе «Газпрома» давно лежат в правительстве без движения, так как «Газпром» сделал все возможное, чтобы заморозить их обсуждение: «Компания не согласна с этими правилами, нового их обсуждения не инициировалось. Все разговоры о разделении «Газпрома» пока выглядят просто спорами, никаких шагов к этому нет. Транспортная составляющая уже выделена в отдельные дочерние структуры монополии, которые называются «трансгазы» и имеют свои бюджеты».
Представитель Минэнерго отказался от комментариев. 18 сентября на круглом столе по обсуждению проекта энергостратегии России до 2035 года замминистра энергетики Алексей Текслер сообщил, что идея разделения «Газпрома» сейчас не обсуждается.
Как убрать дискриминацию
Сейчас доступ к газовой трубе «Газпрома» регулируется постановлением правительства от 14 июня 1997 года об обеспечении доступа независимых организаций к газотранспортной системе (ГТС) «Газпрома» и законом «О защите конкуренции». У дочерних компаний «Газпрома» приоритетный доступ к трубе, поскольку концерн является ответственным за газоснабжение потребителей РФ и выполнение обязательств по международным договорам. Тарифы на прокачку для «дочек» «Газпрома» ниже, чем для независимых: по данным «Роснефти», за одни и те же услуги дочерние компании монополии в 2014 году платили на 11% меньше, чем их конкуренты, а тариф на прокачку с 2003 по 2014 год вырос в 5,1 раза.
Правила равного доступа к ГТС «Газпрома», которые разрабатываются уже восьмой год, должны дать независимым организациям простой и понятный механизм допуска к трубе. Документ вводит понятие «свободная мощность», прописывает четкие условия договоров, процесс подачи заявок, основания для отказа. Его действие будет распространяться на все магистральные газопроводы (в том числе на экспортную трубу «Сила Сибири» и газопровод СРП-проекта «Сахалин-2»), а не только на газопроводы «Газпрома». После равного доступа ФАС планирует ввести единый тариф. «Газпром», согласно правилам, вправе сократить или приостановить транспортировку газа, но это должно касаться всех — «пропорционально объемам газа, транспортируемого на участке магистрального газопровода, на котором возникли обстоятельства непреодолимой силы».