Путин рассказал миллиардерам о «политической сложности момента»
Традиционная встреча президента Владимира Путина с крупнейшими представителями российского бизнеса состоялась вечером 24 декабря. Как ранее сообщал РБК со ссылкой на нескольких бизнесменов, приглашенных на встречу, она была инициирована Кремлем. Никакой специальной повестки заявлено не было, по традиции такие встречи проходят в формате «круглого стола», говорили собеседники РБК.
В этом году на встрече присутствовали около 50 человек. В их числе глава «Газпрома» Алексей Миллер, глава РЖД Олег Белозеров, руководитель «Роснефти» Игорь Сечин, президент Альфа-банка Петр Авен, председатель совета директоров «Реновы» Виктор Вексельберг, председатель наблюдательного совета «Базового элемента» Олег Дерипаска, основной акционер «Нафта Москва» Сулейман Керимов, гендиректор и владелец Rambler & Co Александр Мамут, президент «Интерроса» Владимир Потанин, глава «Транснефти» Николай Токарев, глава ВЭБа Владимир Дмитриев, глава Сбербанка Герман Греф, председатель совета директоров и основной владелец «Мечела» Игорь Зюзин и другие.
Если год назад основной темой беседы Путина и бизнесменов стал валютный кризис, то на этот раз в закрытой части беседы обсуждали геополитику и связанные с этим экономические вопросы, рассказали РБК два участника встречи. «Обсуждали Украину и Турцию, политическую сложность момента», — говорит один из них.
Путин напомнил бизнесменам, что Украина с 1 января начинает работать в зоне свободной торговли с ЕС и перестает работать в таком режиме с Россией. «Это в первую очередь касается компаний, которые с Украиной работают. Путин сказал, что новые правила, в том числе таможенно-тарифного регулирования, различия в техрегламентах и прочее могут принести сложности российским компаниям. Он предупредил, чтобы все были к этому готовы», — рассказывает собеседник РБК.
То, что обсуждалась тема предстоящих изменений в торговле с Украиной, подтверждает другой участник встречи. Путин отдельно остановился на вопросе присоединения Украины к торговому партнерству с ЕС и просил всех бизнесменов, имеющих бизнес на Украине, внимательно отнестись ко всем тонкостям регулирования. При этом рекомендаций избавляться от украинских активов не было, уточнил собеседник РБК.
«Он [Путин] также предупредил, что сейчас в связи с ухудшением торгово-экономических отношений с Украиной возникает опасность транзита украинских товаров через Белоруссию и Казахстан. Посоветовал быть с этим осторожнее», — рассказывает один из бизнесменов.
Чего боится Россия
Россия после полутора лет безуспешных переговоров с Украиной и ЕС в трехстороннем формате окончательно решила прекратить режим свободной торговли с Украиной с 1 января 2016 года. С этого дня начинает действовать зона свободной торговли между Украиной и ЕС, и Россия хотела договориться о смягчении для себя негативных последствий этого изменения. Но 23 раунда консультаций (последний — 21 декабря) ни к чему не привели, и Москва приостановила преференциальный режим для Украины. На практике это означает, что нулевые тарифы на ввоз украинских товаров в Россию сменятся обычными для ВТО тарифами (по оценке Путина, средневзвешенный тариф будет 6%, «где-то 3, где-то 8, где-то 10%»).
Россия опасается, что если Украина будет свободно торговать и с Россией, и с ЕС, то беспошлинные товары из ЕС транзитом через Украину будут перетекать на российский рынок, вредя интересам отечественных производителей. В качестве компромисса Россия предлагала ввести количественные ограничения на импорт украинских продовольственных и сельскохозяйственных товаров, а также количественные «триггеры» при импорте непродовольственных товаров: если поставки с Украины превысят согласованную квоту, Россия применяет к ним пошлину.
Кроме того, Россия настаивала на применении Украиной до 2025 года ГОСТов в отношении импортируемой российской продукции в 15 «чувствительных» секторах (подъемно-транспортное оборудование, сельхозтехника, фармацевтика и т.д.), рассказывали РБК в Минэкономразвития. Украина с 2016 года отменяет около 13 тыс. советских ГОСТов, поскольку переходит на европейскую систему стандартизации, и Россия считала, что ее фактически обязывают перейти в торговле с Украиной на европейские стандарты. Еврокомиссия называет это опасение «мифом», указывая, что европейско-украинская зона свободной торговли предполагает приведение в соответствие с европейскими стандартами только 27 украинских техрегламентов, из которых Украина уже гармонизировала 24.
Иван Ткачев
Отдельно Путин затронул тему взаимоотношений России и Турции, рассказывает участник встречи. «Рекомендаций и поручений разрывать отношения с турецкими бизнесменами не было, — говорит собеседник РБК. — Он просто еще раз пояснил позицию России в конфликте».
«Ничего сенсационного не обсуждалось. Просто поздравление с Новым годом, [говорили] о том, что год был тяжелым, но сработали», — говорит третий бизнесмен.
В открытой части Путин положительно отозвался о поведении крупного бизнеса в условиях кризиса. «Мы внимательно анализируем, что происходит на конкретных предприятиях, и видим, что даже там, где есть временные трудности, вы предпочитаете все‑таки даже сократить, может быть, рабочее время, но коллективы сохранить. В целом, на мой взгляд, очень правильный подход», — сказал Путин.
В закрытой части президент отметил, что следующий год также будет сложным и порекомендовал придерживаться такой же стратегии, говорит один из участников встречи. «В целом все было позитивно», — говорит он.
Проблемы отдельно взятых компаний в закрытой части встречи не обсуждались, вопросы о господдержке также не поднимались, утверждает один из собеседников РБК. «Говорил на встрече только один человек», — рассказывает другой собеседник РБК, имея в виду президента.
На прошлогодней встрече Путин несколько раз предлагал бизнесменам поделиться своими проблемами и рассказать об острых ситуациях, однако предприниматели о таких проблемах не говорили, рассказывал в прошлом году пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Обсуждать проблемы конкретно взятой компании на таких встречах не принято, говорил один из бизнесменов-участников встречи.