Новая тарифная политика заставит госкомпании стать более эффективными
Госкомпании оптимизируют тарифами
Правительство отступило от практики брать за основу для расчетов тарифов естественных монополий прогнозный (на момент принятия решения по тарифам) уровень инфляции за предшествующий год. Последние расчеты ФАС и Минэкономразвития ориентируются на целевую инфляцию в 2016 году, предложенную министерством на уровне 6,8%, а не на прогнозную инфляцию за 2015-й. По обновленному в сентябре прогнозу ведомства, рост цен на конец 2015 года составит 12,2% (декабрь 2015-го к декабрю 2014-го). Таким образом, именно с изменения тарифной политики началась обещанная 8 сентября премьер-министром Дмитрием Медведевым оптимизация ресурсов госкомпаний ради сокращения издержек.
Сейчас ФАС предлагает более низкий уровень индексации тарифов в сравнении со своими более ранними предложениями. «Мы предлагаем тарифы близко к уровню индексации социальных платежей — пенсий, заработных плат бюджетников и госслужащих», — сообщил заместитель главы ФАС Анатолий Голомолзин (см. врез). Этот вариант тарифов, по информации РБК, будет обсуждаться во вторник на совещании у президента Владимира Путина по подготовке бюджета на 2016 год вместе с предложениями Минфина по изъятию у нефтяных компаний доходов на 609 млрд руб. в следующем году, сокращению размера индексации пенсии до 4% и секвестру целого ряда социальных и инвестиционных расходов.
Предложения ФАС по тарифам
На природный газ — повысить на 5,1% в среднем для всех категорий потребителей,
в том числе для промпредприятий на 5%, для населения на 6%;
На электроэнергию — на 8,3% для всех потребителей,
в том числе для сетевых организации на 7,5%, для населения на 8,5%, исключая население — 8,3%;
На грузовые железнодорожные перевозки — с 1 января 2016 года на 5,4%, с 1 июля — еще на 4,5%,
на пассажирские железнодорожные перевозки — с 1 января 2016 года на 5%, с 1 июля — еще на 4,5%.
Первым в списке — РЖД
«Я считаю, что практически у всех компаний с госучастием есть ресурсы по уменьшению расходов, которые они несут. Оптимизацией сегодня должны заниматься все — и госструктуры, федеральные органы исполнительной власти, и компании с госучастием», — говорил Дмитрий Медведев 8 сентября. Намерение сокращать издержки госкомпаний премьер-министр подтвердил и на бюджетном совещании 11 сентября, говорят РБК два правительственных источника. На том же совещании у премьера в первую очередь встал вопрос о неоправданных заявках монополий на индексацию тарифов. Так, приводились данные, что энергетики предложили рост энерготарифов на уровне 12,8%, ссылаясь на необходимость выполнять свои инвестиционные планы, а РЖД предложило правительству проиндексировать тариф на перевозку дизтоплива в 2016 году на 22,7%.
По данным ФАС (есть в распоряжении РБК) РЖД в «прочих расходах» своей инвестпрограммы указало 100 млрд руб. И в правительстве еще на прошлой неделе как раз обсуждалась субсидия РЖД в размере 100—120 млрд руб. Но, по данным ФАС, речь идет о расходах РЖД на непрофильные активы, такие как больницы, футбольные клубы, особняки и рестораны.
ФАС настаивает на том, что субсидий для РЖД при предлагаемой индексации тарифов [см. врез выше] не предусматривается, сообщил Голомолзин РБК.
В Минэкономразвития тоже согласны отказать РЖД в субсидиях на следующий год. Если бы тариф был проиндексирован на 7,5% (нижняя планка по индексации, предлагавшаяся МЭР), сказал РБК представитель ведомства, то размер субсидии можно было обсуждать на уровне 30 млрд руб. В материалах ФАС, которые есть у РБК, сообщается, что индексация тарифов РЖД возможна только при оптимизации системы закупок компании. Кроме того, служба выступает за аудит прямых расходов РЖД и инвестпрограммы компании и за «постатейный план сокращения затрат, рост по которым превышает уровень инфляции», а также план по реализации непрофильных активов (упоминаются ФК «Локомотив» и РЖД-ТВ).
«Газпром», «Россети»
Еще 4 сентября ФАС направила в Минэкономразвития обоснование (есть у РБК) ограничения роста тарифов монополий, ссылаясь на высокие издержки компаний. В качестве примера в первую очередь был назван «Газпром». «Отсутствует эффективная процедура закупок товаров, работ услуг у группы лиц Газпрома», — говорится в письме ФАС. Другая претензия к газовой монополии — отсутствие «прозрачного механизма тарифного регулирования». Из письма ФАС также следует, что «Газпром» компенсирует транспортировку своего газа в отдаленные регионы за счет более высоких тарифов для независимых поставщиков.
Также ФАС утверждает, что закупочная деятельность крупнейших электросетевых компаний России является неэффективной. «Например, закупки некоторых дочерних компаний «Россетей» на аналогичные товары и услуги отличаются в большую сторону от 28 до 84% от цен, по которым закупает эту же продукцию независимая электросетевая организация того же региона», — говорится в письме.
В РЖД комментировать влияние тарифов на инвестпрограмму и планы по реализации непрофильных активов отказались. В «Газпроме» также не стали обсуждать правительственные проекты по тарифной политике.