Московские суды приготовлись к банкротству 4 млн должников
Во вторник Верховный суд обсудил проект постановления пленума, касающегося применения закона банкротства физических лиц. Новый закон ступает в силу через два дня: с 1 октября 2015 года и предусматривает, что любой человек сможет попросить признать себя банкротом, если его долг превышает 500 тысяч рублей, а сам он не в состоянии расплатиться со всеми кредиторами.
В таком случае он признается банкротом и освобождается от непогашенной части долга. Закон устанавливает, что просить признать себя банкротом должник имеет права не чаще, чем один раз в 5 лет.
Как рассказывала судья ВС Ирина Букина, представляя проект постановления на заседании пленума, рассматривать дела о банкротстве будут арбитражные суды по месту жительства должников. Банкротом могут быть признаны и те люди, чьи долги появились до вступления закона в силу 1 октября.
План реструктуризации долга, следует из проекта, обязательно утверждается должником и одобряется советом кредиторов.
«Суд не утверждает план реструктуризации долгов, если он не предусматривает для должника и находящихся на его иждивении членов семьи (включая несовершеннолетних детей) средств для проживания — не менее прожиточного минимума», — следует из текста проекта.
Но, по мнению высоких судей, долговые обязательства не следует списывать с тех, кто уклонялся от уплаты долга, налогов или сборов, или скрывал имущество. «Следует исходить из добросовестного сотрудничества и искать баланс интересов должников и кредиторов», — отмечала Букина.
Букина, а также судья Арбитражного суда московского округа Елена Петрова отмечали, что постановление пленума будет иметь большую актуальность, так как по данным Минэкономразвитие в следующем году в арбитражные суды Москвы и Подмосковья могут поступить до 4 млн. заявлений о банкротстве физических лиц.
Букина свою очередь отметила, что вопросы о расширении штатов судов будут решать их председатели, они же будут распределять нагрузку на судей.
По мнению адвоката Руслана Коблема, новый закон повлечет множество злоупотреблений со стороны должников, и в дальнейшем законодателю придется вносить в него существенные правки. «Но, несмотря на то, что закон сырой, его нужно вводить в действие, эта необходимость давно назрела», — считает Коблем. Он отмечает, что такая процедура давно уже действует на Западе. При этом страны Азии идут по другому пути — наказывают тюремным сроком тех, кто не смог выплатить кредит.
Но адвокат считает, что в 4 млн. дел сильно завышена. «Даже если посчитать всех, кто уклоняется от оплаты налогов и долгов, такого количество должников не получится», — уверен Коблем.
По данным Объединенного кредитного бюро (ОКБ), под действие закона о банкротстве попадают порядка 580 тыс. россиян — те, кто уже не способен справиться с долговой нагрузкой. Это около 1,5% от общего числа заемщиков с действующими кредитами. При этом подать иск о собственном банкротстве могут еще 6,5 млн российских заемщиков, которые в настоящий момент не платят по своим кредитам более 90 дней. Как подчеркивает пресс-служба Минэкономразвития, институт банкротства физлиц направлен в первую очередь на защиту добросовестных должников, действительно оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Реализацию закона о банкротстве физлиц осложнит позиция арбитражных управляющих, которые являются обязательными участниками таких процессов. Как отметил в беседе с РБК арбитражный управляющий Сергей Стороженко, стоимость услуг очень низкая — всего 10 тыс. рублей, которые должник должен положить на депозит суда. «Альтруистов, которые буду работать за такие деньги, будет немного», — уверен Стороженко.
По его словам, есть вариант, что один арбитражные управляющие будут формировать «пакеты» дел о банкротстве физлиц, например, по 100 дел на специалиста. «Тогда, возможно, это будет иметь какой-то смысл для арбитражного управляющего», — заключил Стороженко.