Леонид Федун предсказал возвращение цены на нефть к $100 за барр.
«Рынок нефти очень понятен и предсказуем, в следующем году мы увидим растущий тренд, я готов спорить, что мы увидим $70-80 за баррель и даже $100 за баррель, но при этом будет сохраняться очень высокая волатильность», — заявил вице-президент ЛУКОЙЛа Леонид Федун на панельной дискуссии «Топливно-энергетический комплекс: как развиваться в условиях низких цен» форума «Сочи-2015».
Ожидания Федуна расходятся с прогнозами российских властей: глава Минэнерго Александр Новак заявил на дискуссии, что в следующем году цены на нефть могут составить 60-70 долл/барр, бюджет на 2016 год будет рассчитываться из прогноза 55 долл/барр. Оптимизм Федуна идет в разрез и с прогнозами главы «Лукойла» Вагита Алекперова, который говорил, что в 2016 году ориентируется на цену в $50-55 долларов за баррель.
Прогнозы о дальнейшем падении цен на нефть или сохранении их на сегодняшнем уровне ошибочны, они возникают из-за распространенных мифов о нефтяном рынке, говорит Федун.
Первый миф — о том, что рынок нефти — это рынок, цены на котором определяются спросом и предложением, разбивается о статистику, говорящую, что более 60% предложения приходится на ближневосточные страны. «Это не рынок, это олигополия, где крупные игроки определяют цену», — отметил Федун. «Падение спроса, увеличение предложение, дисбаланс спроса и предложения — все это прекрасно, но давайте вспомним, что всплеск цен на нефть в 70-е годы был связан с нефтяным эмбарго, а падение цены в 80-е годы, которое привело к коллапсу СССР, было связано с тем, что Саудовская Аравия не могла удерживать цены на высоком уровне и стала увеличивать добычу, чтобы разорять дорогостоящие проекты вроде «Северного моря». Сейчас история, по мнения Федуна, повторяется. «Сегодня Саудовская Аравия и страны Персидского залива с точкой безубыточности около 25 долл/барр воюют со всеми остальными. Как только саудовские игроки поймут, что они выиграют в ценовой борьбе, не потеряют долю рынка и не повторят трагедию, которая у них была в 80-е годы, цены отскочат», — отметил Федун.
Второй миф — о высокой эффективности производства сланцевой нефти. Рассчитывая точку безубыточности для компаний, занимающихся добычей сланцевой нефти, часто учитывают только операционные затраты, забывая о капитальных, необходимых для наращивания добычи, налогах и стоимость финансового капитала, объяснил Федун. «При правильном расчете, при ценах на нефть на уровне 57 долл/барр. вся американская индустрия является убыточной. За благополучный второй квартал 2015 года американские компании показали отрицательный денежный поток в $35 млрд, в третьем квартале будет около $70 млрд, к концу года — больше 100 млрд», — говорит Федун, отмечая, что в начале года аналитики предполагали, что в США добыча нефти составит 10 млн барр. за 2015 год, последние прогнозы говорят уже о 8,5 млн барр.
В следующем году американские компании, по мнению Федуна, лишатся и «безумной простоты доступа к финансированию». Сегодня 3,8 млн баррелей нефти, благодаря хеджированию, продаются по цене 83 долл./барр. «Когда цена за баррель была на уровне 100 долларов, банки с удовольствием обеспечивали хеджирование взамен кредитных линий. Сейчас американские финансовые институты каждый день принимают на себя убыток в $150 млн. Уже в следующем году объем захеджированной нефти уменьшится в четыре раза, и средняя цена хеджа упадет с $83 до $62, и вся эффективность разработки месторождений, управления затратами испарится», — отметил Федун.
Он отметил, что мнение о том, что, как только цены поднимутся, сланцевые компании вернутся на рынок, также ошибочно. «Сегодня 70% американских независимых компаний — это неспециализированные компании. Это ребята, которые собрались и получили деньги в банке, наняли буровую компанию и пошли бурить, рассчитывая продать акции на рынке и заработать. Это типичный американский пузырь, такой же как и пузырь доткомов. Сейчас почти все эти компании разорились», — объясняет Федун, прогнозируя цепь банкротств на американском рынке.
Последний миф, на который ориентируются аналитики, прогнозирующие снижение цен на нефть, — о замедлении экономического роста Китая. «С 2005 года темы экономических форумов, например в Давосе, касались замедления экономики Китая. А долбануло где? В Lehman Brothers, где никто не ожидал. Так же и сейчас никто не замечает проблемы с залогами в американской экономике», — говорит Федун. Китай, по его мнению, хоть и будет замедляться, все равно будет расти достаточно быстро, так же как и Индия.