Fitch понизило рейтинг «Аэрофлота» после сделки с «Трансаэро»
Долги и девальвация
В четверг, 3 сентября, совет директоров «Аэрофлота» принял к рассмотрению оферту на приобретение 75% плюс 1 акция «Трансаэро» за 1 рубль. В понедельник компания получила операционный контроль над своим конкурентом.
Это приобретение — негативный фактор в краткосрочной перспективе, говорится в сообщении Fitch, так как «Трансаэро» «испытывает финансовые трудности» и имеет более низкую доходность, чем «Аэрофлот». Консолидация долга «Трансаэро», который равнялся 107 млрд руб. в конце 2014 года (без учета задолженности по лизингу), увеличит соотношение общей задолженности к сумме денежных средств от операционной деятельности (FFO) на 0,75–1, считают аналитики рейтингового агентства. По итогам 2014 года соотношение долга к FFO «Аэрофлота» увеличилось с 5 до 7,5.
Понижение рейтинга «Аэрофлота» также отражает ожидаемое агентством ослабление показателей кредитоспособности компании в 2015–2017 годах, прежде всего из-за девальвации рубля и снижения доходов перевозчика.
На публичные долговые инструменты «Аэрофлота» факт снижения кредитного рейтинга не окажет влияния, говорит аналитик «Уралсиб Кэпитал» Алексей Демкин. У компании в обращении находится всего лишь один короткий выпуск рублевых облигаций на 5 млрд руб. с погашением в марте 2016 года, ковенант, связанных с уровнем рейтинга, в нем нет, добавляет эксперт.
Общий долг «Трансаэро» оценивается примерно в 260 млрд руб., рассказывал РБК один из кредиторов. Президент Сбербанка Герман Греф назвал цифру в 250 млрд руб. на 1 июня. Из них 85 млрд руб. приходится на банковские кредиты, 20 млрд руб. — на задолженность перед поставщиками топлива, услуг и по зарплате, остальное — на лизинг. Основные кредиторы компании — ВЭБ и ВТБ. В понедельник президент ВТБ Андрей Костин сообщил, что банк готов пойти на списание части долга авиакомпании «на определенных условиях». «Мы готовы идти на списание части долга, но хотели бы, чтобы все кредиты, в том числе лизинговые, тоже учитывались, — сказал Костин. — В принципе «Аэрофлот» понимает это, поэтому будем вести переговоры. Часть [обязательств] должен взять на себя «Аэрофлот», часть — банки, а часть — правительство». Фетисов отказался комментировать переговоры с кредиторами.
Долг «Трансаэро» перед ВТБ — 12,7 млрд руб. (без учета лизинговых платежей), говорится в отчетности авиакомпании. У банка в залоге находится 25,1% «Трансаэро», сказал РБК представитель банка. Но он отказался уточнить, при каких условиях этот залог будет снят.
Отказ Fitch от «негативного» прогноза по долгосрочным рейтингам «Аэрофлота» будет зависеть от действий компании по долгу «Трансаэро» (например, будет ли долг в рамках приобретения реструктурирован или полностью консолидирован «Аэрофлотом»), а также от планов операционной реорганизации «Трансаэро». Это может включать отмену совпадающих или убыточных маршрутов, продолжение работы «Трансаэро» как самостоятельной дочерней компании в рамках группы «Аэрофлот» или полную интеграцию ее в бизнес «Аэрофлота», включая бренд «Трансаэро». Хотя у «Аэрофлота» есть некоторый опыт успешной интеграции приобретенных активов, риск реализации планов по этой сделке является высоким из-за относительно большого размера «Трансаэро» и высокого уровня долга у компании, предупреждают эксперты Fitch. Приобретение «Трансаэро» увеличит рыночную долю «Аэрофлота» до 43% на основе данных за 2014 год по пассажиропотоку, однако дополнительные преимущества и эффект синергии являются неясными.
Минэкономразвития сообщало, что «Аэрофлот» обеспечит выполнение обязательств по перевозке пассажиров «Трансаэро», оплате услуг аэропортов и ТЗК, выплате заработной платы персоналу. А обслуживание кредитных обязательств «Трансаэро» «Аэрофлот» возьмет на себя только после согласования программы реструктуризации кредитного долга с банками.
Что контролирует «Аэрофлот»
В понедельник «Трансаэро» перешла под операционное управление своего основного конкурента — «Аэрофлота». Руководить ею поставлен заместитель гендиректора «Аэрофлота» Дмитрий Сапрыкин. Об этом РБК рассказал пресс-секретарь «Аэрофлота» Максим Фетисов. Он не сказал, когда компания полностью перейдет под контроль перевозчика.
Все рейсы «Трансаэро» будут выполняться, как и раньше, самолеты останутся в центре управления «Трансаэро», но принятие решений по операционным вопросам будет за новым гендиректором Сапрыкиным и другими менеджерами из «Аэрофлота», пояснил Фетисов. «Аэрофлот» не будет проводить массовых увольнений в «Трансаэро», добавил на встрече с журналистами замминистра экономического развития Евгений Елин. Он также считает, что нет смысла сохранять бренд «Трансаэро» в будущем. В отчете авиаперевозчика стоимость бренда и нематериальных активов оценивается в 63 млрд руб.
Сапрыкин — профессиональный юрист, он закончил Московскую государственную юридическую академию и Cornell Law School. Начинал карьеру в МТС директором департамента по слияниям, поглощениям и рынкам капитала, а затем был назначен заместителем руководителя комплекса по правовым вопросам и директором департамента сопровождения сделок в АФК «Система» (контролирует МТС). В «Аэрофлот» Сапрыкин пришел в 2009 году вслед за Виталием Савельевым, возглавившим авиакомпанию. До последнего времени Сапрыкин был заместителем генерального директора «Аэрофлота» по продажам и имущественным вопросам. Он курировал работу «дочек» «Аэрофлота», возглавляя советы директоров «Донавиа», «Авроры» и «Оренбургских авиалиний». Он также входит в совет директоров лоукостера «Победа» (его совет возглавляет сам Савельев) и до конца июля возглавлял совет директоров авиакомпании «Россия».