ЦБ предложит льготы пострадавшим от краха «Трансаэро» банкам
Резервы по особому графику
В настоящее время Банк России изучает различные аспекты ситуации, связанные с авиакомпанией «Трансаэро», передает агентство ТАСС. «В том числе рассматривается вопрос о предоставлении банкам возможности формировать резервы под эти кредиты по графикам, согласованным с Банком России», — отметила пресс-служба регулятора (цитата по ТАСС).
График — своего рода льгота, которая позволяет банкам формировать резервы по проблемным кредитам не единовременно, как установлено правилами, а постепенно.
Как уточнили РБК источники в трех банках — кредиторах «Трансаэро», ЦБ планирует определиться с графиком до конца этой недели. По их словам, кредиторы уже направили письма в ЦБ по его запросу с указанием размера кредитов, объема резервов по ним и описанием залогов. Регулятор при этом намеревается сделать график единым для всех кредиторов, независимо от суммы задолженности перед ними авиакомпании и размера уже сформированных резервов, указывают собеседники РБК. Они уточнили, что тем самым ЦБ не хочет выделять банки, которые особо пострадают от банкротства «Трансаэро».
Пресс-служба регулятора эту информацию не комментирует.
МКБ покажет убыток
«Можно сказать, что история «Трансаэро» не новая: большинство банков были в курсе проблем с долговой нагрузкой авиакомпании и уже создавали под нее повышенные резервы», — комментирует заместитель директора группы «Рейтинги финансовых институтов» Standard & Poor’s Сергей Вороненко. Скорее всего, отмечает он, в случае негативного разрешения ситуации с авиакомпанией, резервы все равно придется досоздавать и «для некоторых банков и финансовых компаний это может действительно оказать серьезное давление на финансовые результаты».
Например, в связи с необходимостью сформировать резерв по кредиту «Трансаэро» по итогам третьего квартала может получить операционный убыток по РСБУ банк МКБ, прогнозирует директор направления финансовых организаций агентства Fitch Дмитрий Васильев. С ним согласна аналитик Moodys Елена Редько.
Долг авиакомпании перед МКБ составляет 7 млрд руб., сообщил РБК источник, близкий к банку, и подтвердил источник в другом банке — кредиторе «Трансаэро». По их данным, кредит зарезервирован на 20%. Сам банк официально не комментирует эту информацию. Васильев и Редько подчеркнули, что МКБ все равно покажет прибыль по итогам года.
Другой пример — Промсвязьбанк. Долг «Трансаэро» перед ним составляет 10% от общей суммы задолженности авиакомпании перед банками, то есть 8,5 млрд руб. Об этом РБК сообщил источник, близкий к Промсвязьбанку, добавив, что резерв по кредиту «Трансаэро» банку составляет 30%. Официально представители банка эту информацию не комментируют.
Борцы за спасение
Кредиторы, среди которых МКБ, Международный финансовый клуб (МФК), Абсолют Банк, Новикомбанк, продолжают бороться за спасение «Трансаэро», предлагая различные варианты, например конвертировать часть долга в капитал банков, списать часть задолженности или передать авиакомпанию в управление консорциуму банков.
Так, на днях банк МФК предложил передать 75% плюс одна акция «Трансаэро» в управление банкам-кредиторам, которые спишут долги авиакомпании в размере 20%, а также установят льготный период, необходимый для финансового оздоровления компании. Такое сообщение опубликовала пресс-служба банка 1 октября на своем сайте.
Во вторник, 6 октября, акции авиакомпании «Трансаэро» на Московской бирже резко выросли. На максимуме цена бумаг поднималась до 13 руб., что на 62,5% выше уровня закрытия предыдущих торгов. В конце торгового дня бумаги стоили 11 руб.
Трейдер по акциям крупной инвесткомпании рассказал РБК, что в понедельник и вторник акции «Трансаэро» покупали инвесторы-физлица. «Мы получили поручения от клиентов на несколько миллионов рублей», — сообщил он, пояснив, что на рынке есть целый класс частных инвесторов, пытающихся заработать на отскоке акций. «Крупные инвесторы в бумагу явно не заходили. Обороты на рынке были минимальные — около 49 млн руб.», — добавил трейдер.
Еще месяц назад стоимость акций «Трансаэро» превышала 70 руб., однако по мере роста проблем компании цена на них снижалась.
Брокер другой инвесткомпании сказал, что такой рост акций «Трансаэро» был ожидаем. «Это обычная ситуация: если акции компании начинают падать, то появляются инвесторы, пытающиеся заработать на коротких сделках. Фундаментальной стратегии в этом нет — они просто стараются купить бумагу у «дна», — сказал брокер. По его словам, последний раз аналогичный спрос был на бумаги Volkswagen AG, обвал которых произошел на мировых фондовых площадках в сентябре.
На прошлой неделе 12 банков — кредиторов «Трансаэро» подписали коллективное обращение (есть у РБК) к премьер-министру Дмитрию Медведеву, в котором указали, что банкротство «Трансаэро» «приведет к ухудшению конкурентной среды и качества авиаперевозок в стране, а также к существенному недофинансированию реального сектора экономики со стороны банков-кредиторов и лизинговых компаний».
Обращение подписали руководители Московского кредитного банка, Новикомбанка, Промсвязьбанка, МТС Банка, Московского индустриального банка, Абсолют Банка, Банка БФА, ФК «Открытие», банка «Международный финансовый клуб», Внешпромбанка, ЮниКредит Банка, Еврофинанс Моснарбанка. Эти банки совокупно предоставили авиакомпании более 56% общего объема кредитов (44,5 млрд руб. по состоянию на 1 сентября этого года и более 43% гарантийных и аккредитивных лимитов (4,73 млрд руб.).
Совокупно капитал этих банков из-за банкротства «Трансаэро» может снизиться на 90 млрд руб., подчеркнули в письме премьеру Медведеву кредиторы авиакомпании. «Под кредиты «Трансаэро» банки должны будут создать резерв не менее 90%», — добавил член правления Альфа-банка Максим Першин.
«Банки-кредиторы готовы рассмотреть возможность оперативного предоставления синдицированного кредита с целью полного рефинансирования текущего долга авиакомпании (около 90 млрд руб.) с обеспечением в виде акций и имущества авиакомпании, а также госгарантии в сумме до 50% потенциальной задолженности «Трансаэро», — предложили кредиторы в письме к Медведеву.
Аналогичное предложение банки-кредиторы сделали в письме, адресованном первому вице-премьеру Игорю Шувалову. Об этом обращении 28 сентября писала газета «Ведомости». Его подписали 10 банков, указавших, что «решения, принимаемые без учета интересов этих банков, приведут к необходимости создавать дополнительные резервы, ограничат возможность кредитовать экономику и приведут к негативным социальным последствиям».
5 октября 2015 года в Ассоциации российских банков (АРБ) прошла встреча кредиторов авиакомпании «Трансаэро». «Участники встречи договорились о продолжении консультаций в рабочем порядке и подготовке совместного обращения к правительству РФ и Банку России», — говорится в сообщении АРБ на сайте ассоциации.
Однако ряд банков — кредиторов «Трансаэро», ранее выступавших за спасение авиакомпании, отказались от этой идеи, поскольку не верят в ее жизнеспособность и готовятся к ее банкротству. Среди таких банков — Альфа-банк, Промсвязьбанк и ФК «Открытие», сообщили РБК источники, близкие к каждой из этих кредитных организаций.
О намерении подать иск о банкротстве «Трансаэро» уже уведомили Сбербанк и Альфа-банк.