Во время кризиса россиян потянуло на изыски | Финансы

«Лучше меньше, да лучше», или культура пития в России в условиях кризиса

До недавнего времени Россию нельзя было назвать страной с развитой пивной культурой, но десять лет назад и до нее добралась центральноевропейская традиция пивных ресторанов, предлагающих не только пиво, но и богатый выбор блюд и закусок. С тех пор Россия открывает для себя новые сорта крафтового пива, которое переживает настоящий бум популярности на фоне самой продолжительной в этом веке рецессии в экономике страны. За последние 5 лет число мини-пивоварен в России выросло в 10 раз, а крафтовое пиво подается сейчас почти в каждом из сотни питейных заведений Москвы, открывшихся за последние два года – после того, как обвал рубля обусловил снижение стоимости некоторых местных сортов пива более чем вдвое по сравнению с ценами на импортируемое пиво

Хотя крафтовая революция в России припозднилась не на одно десятилетие, эта тема прижилась, поскольку инфляция и валютный кризис изрядно потрепали зарплаты россиян, вынуждая людей учиться довольствоваться малым. Новое предложение завоевало популярность, потому что оно не только ласкало вкусовые рецепторы, но и щадило кошельки. Кроме того, относительно спартанская атмосфера подачи крафтового пива, зачастую предполагающая еду как нечто второстепенное, также выглядит для клиентов привлекательным вариантом в эпоху жесткой экономии в условиях рецессии.

По теме: Россияне в 2016 году стали меньше пить, но доля водки в продажах алкоголя выросла

Индийский эль I.P.A.  и имперский стаут  предлагаются теперь по всей столице — в барах,  ассортимент которых порой включает сотни сортов разливного и бутылочного пива – и это помогает москвичам найти хорошее применение рублю, который с начала 2014 года подешевел против доллара почти вполовину на фоне обвала цен на нефть. Популярности крафтового пива не мешает даже тот факт, что за последние два года численность среднего класса сократилась порядка на 14 млн человек, и многим приходится все больше экономить даже на предметах первой необходимости, включая лекарства.

По теме: Центробанк России скорбит по среднему классу

Большая четверка

Такое положение дел представляет собой проблему и для «большой четверки» иностранных пивоваренных компаний, чье безраздельное господство на рынке уже пошатнулось под натиском конкурентов. Кроме того, с 2008 года рынок пива сократился на треть из-за ужесточения норм регулирования и падения прибылей, что привело, соответственно,  и к сокращению рыночной доли Anheuser-Busch InBev NV, Carlsberg A/S, Heineken NV и Anadolu Efes. В первые 9 месяцев 2016 года под контролем этой четверки производителей находилось менее 72% рынка. Согласно данным аналитической компании Nielsen, этот показатель упал на 14% за последние 7 лет. На нашествие крафтового пива им пришлось реагировать аналогичным расширением собственного ассортимента.  Хотя крафтовое пиво стоит дороже стандартного ассортимента супермаркетов, оно все равно остается достаточно бюджетным вариантом по сравнению с импортными сортами, предлагаемыми в более традиционных барах и ресторанах.

Грейпфрут и шоколад

«Если вы попробуете крафт, вы уже никогда не вернетесь к лагеру», — уверен Антон Евдокимов, владелец московского заведения «Бутылка, Кружка и Котел». «Люди знакомятся с индийским элем – и все их представление о пиве переворачивается. Они начинают хотеть чего-то нового, хотят экспериментировать и играть со вкусами». В отличие от представителей старого поколения, традиционно предпочитающего сосиску к своему светлому пиву, Victory Art Brew делает ставку на более молодых клиентов, которых не пугает грейпфрутовый IPA или шоколадный стаут. Обвал рубля помог местным пивоварам отвоевать себе место на рынке, полагает Евдокимов, открывший свой бар в июле 2015 г. и выстоявший в условиях рецессии. Аналитики Rabobank считают одной из причин такой устойчивости перед рецессией «вероятное сокращение крупных расходов, например, на отпуск, при одновременном увеличении расходов на повседневные товары, включая еду и напитки». Впрочем, добавляют они, «возможно, сумма расходов на пиво не претерпела значительных изменений, просто потребители стали пить «меньше, но лучше».

В поисках лучшего варианта

Приход в Россию зарубежных пивоваров десять лет назад вытеснил водку с позиций главного национального напитка, отмечает Вадим Дробиз, директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «ЦИФРРА». Хотя потребление пива сейчас снижается после достижения пиковых значений в 2007 г., оно все равно остается на уровнях, вчетверо превышающих показатели 1995 г. Тем временем доля крепких спиртных напитков за тот же период практически не изменилась. «Во время рецессии люди склонны пить, причем пить что-то хорошее», — прокомментировал Дробиз. «Последнее, от чего потребители отказываются – это алкоголь и табак». За годы правления Путина потребительские расходы сокращались беспрецедентными темпами, поскольку рост зарплат не поспевал за стремительно растущей стоимостью жизни. Согласно данным исследовательского института при Российской академии народного хозяйства и государственной службы, три четверти россиян ощутили на себе последствия кризиса.

«Воодушевляющие результаты»

Бум крафтового пива не оставляет крупнейшим иностранным пивоваренным компаниям иного выбора, кроме как тоже удерживаться в новом тренде. «Первые результаты продаж были очень воодушевляющими», — заявляет Константин Тамиров, глава отдела маркетинга российского подразделения AB InBev. «Мы надеемся, что сможем стать лидерами в этой отрасли и значительно увеличить объем производства в ближайшие несколько лет». В Rabobank добавляют, что «для ведущих пивоваренных компаний очень важно обозначить свое присутствие на современном рынке крафтового пива и поспособствовать его формированию, вместо того чтобы пытаться сдерживать его рост».

Подготовлено Финансы по материалам агентства Bloomberg Источник: Финансы — Новости рынка Форекс

Читайте также:


Комментарии запрещены.

Информационный портал Аkimataktobe.kz

Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru