Швейцария и отрицательные ставки: как продвигается эксперимент? | Финансы
Национальные банки и потребители приспособились к отрицательным ставкам, но обеспокоенность долгосрочными последствиями усиливается. Швейцарцы до сих пор вспоминают день «франкеншока».
15 января 2015 года вошел в историю как день, поколебавший стабильные экономические устои жителей Швейцарии. В этот день ЦБ Швейцарии решил отказаться от привязки своего супер-сильного франка к курсу слабого евро. Взамен, чтобы отпугнуть притоки капитала потенциальных инвесторов, Центробанк погрузил еще ниже в зону отрицательных значений ключевую процентную ставку, понизив ее до -0,75%.
Однако если швейцарцы опасались, что небо над ними затянется тучами из-за перевернутых ставок, неработоспособных банков и укрепляющейся национальной валюты – они ошибались. Прошло почти два года, а финансовая система страны по-прежнему выглядит благополучно и функционирует, несмотря на самые отрицательные ставки в мире; сбережения хранятся не дома под матрасами, а на банковских счетах; а банкиры в темных костюмах все так же спешат по утрам на работу.
На самом деле швейцарские банки получают весьма неплохие прибыли. Недавно Ассоциация швейцарских банкиров сообщила, что в прошлом году их чистый доход вырос на 5% до SFr64.6 млрд, что стало максимальным показателем после мирового финансового кризиса 2008 г. Примечательно, что впервые за десять лет чистый доход от сегмента кредитования под проценты обошел показатели других секторов услуг, став главным генератором прибыли.
Таким образом, Швейцария являет собой пример того, как могут работать отрицательные ставки? Может ли она продемонстрировать и другим финансовым рынкам, включая Британию, пределы, до которых в состоянии дойти официальные процентные ставки? Ответ – да, но, вероятно, лишь в краткосрочной перспективе.
ШНБ, который в четверг проводит очередное заседание по монетарной политике, может смело заявить об эффективности своей политики. После непосредственного «франкеншока» франк ослаб и с тех пор остается в рамках приемлемых диапазонов, хотя не обошлось и без активного вмешательства ЦБ в валютные рынки.
Главной целью ШНБ являлся контроль над курсом франка (а не стимулирование экономики, как в случае с другими ЦБ). В Швейцарии необходимости в этом не было: хотя годовые показатели инфляции остаются отрицательными, «франкеншок» не вверг страну в пучину рецессии в прошлом году. Во 2-м квартале этого года ВВП вырос на 0.6%, что стало максимальным темпом с конца 2014 г.
Однако все активнее начинает обсуждаться тема появления деформаций, создаваемых отрицательными ставками. Швейцария является иллюстрацией того, как финансовая система может адаптироваться к новой реальности. Банки страны понимали, что введение отрицательных ставок для розничных клиентов чревато катастрофическим массовым изъятием вкладов. Поэтому они стали искать другие способы компенсировать свои издержки по депозитным счетам – и их взор упал на рынок ипотечных кредитов.
Более активное участие в ипотечном кредитовании, повышение рентабельности кредитования, а также снижение стоимости рефинансирования – вот причины, по которым швейцарские банки продолжают оставаться такими эффективными.
Однако «успех» отрицательных процентных ставок в Швейцарии определяется и локальными факторами – прежде всего, бойким, но дисциплинированным ипотечным рынком, где не идет речи об «отрицательных ипотеках», при которых банки платили бы домовладельцам. Фактически, ставки по жилищной ипотеке в Швейцарии после «франкеншока» выросли, и лишь затем снова снизились. Если бы британские банки отреагировали на агрессивные действия Банка Англии повышением стоимости кредитования для домовладельцев, их пригвоздили бы к позорному столбу.
И тем не менее, текущее равновесие очень шатко. Если ШНБ продолжит понижать процентные ставки еще больше, это может быстро привести к утрате стабильности. Иностранные конкуренты могут наброситься на относительно привлекательную рентабельность на внутреннем банковском рынке, и банки Швейцарии будут вынуждены обложить пошлиной розничных клиентов. Согласно данным Zurich Insurance, заметно выросло число запросов со стороны национальных компаний на страхование наличности, хранимой в сейфовых ячейках, а не на банковских счетах.
Даже если баланс удастся сохранить, Швейцария все равно не нашла способа избежать тлетворного долгосрочного влияния исключительно низких ставок на пенсионную и страховую отрасли, что беспокоит инвесторов по всему миру.
Все активнее начинает обсуждаться тема появления деформаций, создаваемых отрицательными ставками. Швейцарские СМИ размышляют, действительно ли возврат ШНБ к положительным официальным ставкам оказался бы более разрушительным для экономики страны. Отрицательные ставки не перестают пугать своими последствиями.
Подготовлено Финансы по материалам издания The Financial Times Источник: Финансы — Новости рынка Forex